Общество - Интервью

Александр Степанов о роли муниципалитетов в привлечении инвестиций, создании на их территориях благоприятного инвестиционного климата и информационной открытости органов МСУ

О роли муниципалитетов в привлечении инвестиций, создании на их территориях благоприятного инвестиционного климата и информационной открытости органов местного самоуправления мы поговорили с членом Общественной палаты Саратовской области и экс-министром экономики и инвестиционной политики Саратовской области Александром Алексеевичем Степановым.

Александр Алексеевич, скажите, насколько существенную роль играет работа по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, созданию и развитию инфраструктуры поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, проводимая в районах области, в общем процессе повышения инвестпривлекательности региона?

- Принято считать, что повышение инвестиционной привлекательности – дело региональных властей, но любые инвестиционные проекты реализуются, прежде всего, на территориях конкретных муниципальных образований. И от того, насколько готовы эти муниципальные образования к привлечению инвестиций, насколько готовы работать в направлении создания для инвесторов комфортных инфраструктурных условий, во многом зависит судьба конкретных инвестиционных проектов и инвестиционная привлекательность региона в целом.

Базируясь на своей практике и своем жизненном опыте, я могу сказать, что в привлечении инвесторов, реализации инвестиционных проектов ответственность и возможность региональных и местных властей соотносятся как 50Х50. При этом есть зависимость от величины проекта, чем он крупнее, тем больше усилий требуется от региональных властей, но роль муниципалитетов есть в каждом проекте.

Любые действия, направленные на поддержку и развитие инфраструктуры напрямую влияют на степень инвестиционной привлекательности, и я видел много интересных примеров и в США, и во Франции, и во многих других местах. Бесспорно, уровень развития инфраструктуры во многом определяет инвестиционную привлекательность, возможность привлечения инвестиций, но, при этом, необходимо учитывать сегодняшнюю ситуацию конкретно в Саратовской области, учитывать, что инфраструктура требует в определенной степени софинансирования, однако его у нас практически нет. И область вынуждена иногда отказываться от проектов или программ, предлагаемых федеральным центром, которые требуют софинансирования. В этой ситуации нужно находить заинтересованных стратегических инвесторов, как на развитие инфраструктуры, так и на реализацию конкретных инвестиционных проектов.

И, конечно, наряду с развитием инфраструктуры, важнейшая вещь - организационная составляющая, направленная на сокращение административных барьеров. Это один из серьезнейших факторов, на которые обращает внимание инвестор при принятии решения. Чем больше в открытом доступе информации по решению проблем бизнеса, тем более веско и обоснованно будет приниматься решение о реализации на конкретной территории инвестпроектов. Тут очень важна именно достоверная информация, - бесполезно приукрашивать. Грамотный человек (инвестор) поймет, насколько объективна картина. Даже если есть какие-то проблемы или недостатки они должны освещаться самой же властью, инвестору должно быть понятно, что власть о них знает и предпринимает действия для их ликвидации. И чем больше понимание власти, выше предсказуемость ее действий и решений, тем больше шансов у этой самой власти привлечь инвесторов. Ну и, конечно, должна быть уверенность бизнеса в стабильности решения тех или иных вопросов, уверенность в стабильности на длительное время.

Министерство экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области разработало перечень мер, направленных на стимулирование органов местного самоуправления к привлечению инвестиций. В нем в качестве одной из основных мер в срок до 1 ноября 2014 года предусматривалось внедрение в муниципальных районах области стандартов деятельности органов МСУ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

Как, на ваш взгляд, справились муниципальные районы с поставленной задачей, ведь оценивать ее решение будут потенциальные инвесторы, а значит, упор районы должны были сделать на предоставление всей необходимой потенциальному инвестору информации в сети Интернет?

- Сегодня ноябрь уже заканчивается, поэтому я поинтересовался в Минэкономики, как они всем этим занимаются, и был приятно удивлен. Вообще, я серьезно критиковал экономический блок областного правительства по целому ряду вопросов, но сейчас можно сказать, что в рамках теперешнего Минэкономики делаются заметные подвижки в сфере его компетенции. Что бы я тут отметил, именно по инициативе инвестиционного блока министерства налажены хорошие контакты с АСИ - интеллектуальным центром инвестиционного публичного управления. И то, что они нашли общий язык с представителями этого агентства – очень важно, более того, АСИ оказалось удовлетворено контактами. И то, что в области запустили ряд пилотных проектов по созданию структур поддержки бизнеса, по продвижению инвестиционного стандарта на уровне субъекта Федерации, - все это дает положительные результаты без вливания каких-либо серьезных денежных средств. Этот эффект, чисто управленческий, организационный, не менее важен, чем просто софинансирование.

В этом ключе дополнительное значение получает аспект открытости и широкого распространения информации. Если говорить о муниципальном уровне, на котором реализуются проекты, необходим инструментарий, который мог бы помочь муниципалитетам так представить информацию о своих инвестиционных преимуществах, чтобы потенциальный инвестор в море окружающей его информации мог бы легко ее найти. Сейчас министерство достаточно жестко внедряет инвестиционный стандарт и на уровень муниципальных образований, я надеюсь, что это даст серьезный результат в смысле повышения информированности потенциальных инвесторов.

Как члену Общественной палаты в этой связи мне хотелось бы обратить внимание на общественные советы, которые также могли бы оказать содействие в информированности потенциальных инвесторов о преимуществах того или иного МО.

Зачастую в районах области банально не хватает интеллектуальных и человеческих ресурсов, поэтому, наряду с инвестиционным стандартом и рекомендациями по его подготовке, министерство направило в районы пять модульных или типовых "дорожных карт". По сути, это перечень и график реализации мероприятий по устранению барьеров, препон для бизнеса, по вхождению на территорию МО.

Разработаны "дорожные карты" по земле, без согласования или с согласованием использования ее в том или ином случае, по переводу земель из категории в категорию, услугам по выдаче разрешений на строительство и вводу объектов в эксплуатацию. То есть по муниципальным услугам в тех жизненных ситуациях, которые должны быть облегчены, и по которым должны быть реально сокращены сроки их оказания. Насколько мне известно, пока реализацию "карт" проверили сами только сотрудники министерства, но важна еще и оценка реализации этих самых дорожных карт со стороны представителей бизнес-сообщества.

Хочется отметить, что все-таки информированность об этих шагах маловата. Открытие информации должно быть ежедневным, чтобы просматривалось постоянное движение навстречу инвестору. Это сейчас мой главный упрёк представителям органов власти.

Что касается того, справились или не справились с задачей в районах, сложно дать объективную оценку 38 районам и 4 городским округам. И в тоже время мне хотелось бы отметить такие МО как Балаково, Аткарск, Вольск, Маркс, - те, что, на мой взгляд, достаточно интересно, наглядно и удобно представляют себя во внешний мир через сеть Интернет. Сайт Аткарского района дает полную, исчерпывающую, и, немаловажно, легко находимую информацию как о самом районе, так и о его инвестиционном потенциале, проектах, успешно реализуемых на территории района, и формах поддержки бизнеса.

К сожалению, в области пока нет инструмента, обобщающего информацию по всем муниципальным образованиям. Необходимо создание такого ресурса, который позволит дать инвестиционную оценку каждому МО и субъекту в целом оперативно и удобно. Покажет ключевые, реперные, интересующие потенциальных инвесторов позиции, поможет вытянуть из огромного потока информации именно то, что их интересует. В этой связи очень интересен инструментарий по продвижению районов в сети Интернет, который предлагается проектом "МояОкруга".

Конечно, рассчитывать только на информационный ресурс, на то, что инвестор прибежит и принесет денег это не верно. Любая ответная реакция извне, любая заинтересованность должна сразу находить ответную реакцию со стороны и власти, и бизнес-сообщества с точки зрения предоставления расширенной информации и более глубокого описания тех инвестиционных возможностей, которые может дать тот или иной муниципальный район. Должны создаваться и совершенствоваться механизмы открытости, но это открытость должна носить регулярный характер, сам процесс движения власти в сторону бизнеса должен быть наблюдаемым.

Если есть совет по инвестициям, то на сайтах должны регулярно вывешиваться протоколы его заседаний, освещаться все инвестиционные проекты, которые он рассматривает. Есть общественность, есть СМИ, т.е. в каждом районе должен создаваться и поддерживаться комплекс информации, а процесс продвижения инвестиционного тренда должен быть ясен и понятен. Только тогда инвестор будет уверен, что он может стать достаточно эффективным участником этого процесса.

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=32667

Из-за многочисленного спама, которым поступает в комментариях - на сайте установлен новый компонент комментариев. Вы можете зарегистрироваться на сайте disqus.com или написать как гость.