Аппетит ребенка — как он формируется

Аппетит ребенка - как он формируется? Каждую маму непременно заботит вопрос о том, как малыш кушает, почему он хочет кушать одни продукты, и совершенно не хочет другие, а врачи всегда спрашивают на осмотрах об аппетите ребенка. Аппетит – это один из важных показателей здоровья и нормального развития, по нему судят о самочувствии малыша, а если с ним возникают проблемы – родители очень сильно беспокоятся по этому поводу. Как же возникает аппетит и зачем он нужен малышу, когда проблемы с едой считать нормальными явлениями и капризами, а когда – поводом для консультации с врачом? Сегодня будет этот вопрос обсуждать подробнее.

Об аппетите.

Когда вы понимаете что хотите покушать? Обычно у вас в организме возникают особые процессы, и мозг дает команду телу – что хочется есть, в животе начинает призывно урчать, и вы начинаете думать о еде, вкусном блюде. У ребенка в общих чертах процесс формирования желания поесть возникает по тому же принципу, но сформулировать их в очень юном возрасте ему трудно, но мамы знают уже по поведению – малыш проголодался. Первое время малыша кормят по примерному расписанию, формируя у него правильные пищевые привычки и стабильную работу пищеварения, в дальнейшем чувство голода уже подсказывает ребенку – пора подкрепиться.

При этом в организме работают два особых процесса – пищевая мотивация, возникающая на основании неприятных ощущений в желудке при голоде, и чувство насыщения, приятное ощущение, возникающее после еды, когда мозг посылает импульсы к телу о том, что прием пищи нужно закончить, питательных веществ получено вполне достаточно. В организме ребенка механизмы голода и насыщения зависят от эмоционального и физического состояния, процессы пищеварения тесно завязаны со всеми другими физиологическими процессами, и если с организмом малыша что-то не так, нарушения аппетита могут быть одним из явных признаков нездоровья, так как пищевые рефлексы – одни из важнейших в жизни.

Аппетитом у ребенка называют особое субъективное и эмоционально окрашенное состояние, которое вызывает стремление к приему пищи – иногда строго определенной, тогда говорят об избирательном аппетите. Аппетит зависит от чувства голода и насыщения, но назвать голод и аппетит синонимами нельзя. Аппетит – это комплекс приятных ощущений и эмоций, связанных с определенной пищей или приемом пищи вообще, аппетит стимулируется многими факторами – приятной обстановкой, запахами еды, определенным опытом жизни, приобретенным ранее. В общем, это сложное чувство, но описать его словами можно так – «появление слюны, желание съесть определенный продукт при воспоминании о нем или же при его виде, либо при его упоминании».

Чувство насыщения и голода отражается на аппетите ребенка, и про аппетит говорят, что он хороший или плохой, однако чувство голода у малыша не всегда вызывает аппетит. Дети могут есть пищу, когда голодны, но совершенно без аппетита, они сами не попросят есть, пока их не покормить, хотя будет и бурлить животик, и пройдет много времени с момента предыдущего приема пищи. Иногда, не смотря на голод, у детей может быть выработано даже отвращение к еде, и тогда кормить малыша становится очень проблематично. Это приводит к переживаниям со стороны родителей, ведь для любого родителя хороший аппетит малыша это залог его нормального развития и крепкого здоровья.

От чего зависит плохой или хороший аппетит?

Если голод и процесс насыщения – это физиологические процессы, возникающие на уровне рефлексов, и имеются они у всех детей, то вот аппетит – это более сложное понятие и ощущение. Аппетит формируется на основе опыта малыша, на основе родительских действий и отношения родителей к питанию ребенка. Именно расширяя границы вкуса за счет прикорма и знакомства с новыми блюдами и пищей, происходит формирование аппетита, ребенок учится формировать аппетит от взрослых. Только ваш пример изначально для него будет самым показательным и весомым. Также на аппетит влияют индивидуальные особенности малыша – медлительность или активность, национальные традиции и особенности, определенные привычки в жизни. И особенно влияют на формирование аппетита стимулы – как положительные, так и отрицательные. Немалую роль в плохом аппетите играет насильственное кормление и формирование негативного отношения к еде, когда малышу насильно буквально запихивают в рот кашу или суп, мясо или овощи. Не менее серьезно влияют наказания за столом, разборки и скандалы, крики и ругань.

Формирование аппетита в разном возрасте.

Как мы уже сказали выше, аппетит формируется на возникновении врожденного рефлекса – чувства голода, именно голод посылает в мозг команду активизироваться и начать поиски пищи или проявить требования к родителям по удовлетворению чувства голода. Малыши обычно начинают капризничать и кричать, плакать, дети постарше – показывать «ням-ням». Аппетит формируется после того, как чувство голода неоднократно удовлетворяется, что сопровождается приятными ощущениями от животика при насыщении. Это и дает в дальнейшем хороший аппетит, с едой малыш связывает чувство блаженства и удовольствия.

У грудничков хороший аппетит связывается с получением вкусного молочка по первому его желанию и требованию, а кроме того, дополняется чувством комфорта от сосания груди и тепла тела мамы. Все это в комплексе дает ощущение приятного и в дальнейшем – аппетит на сосание груди. У искусственников – это своевременные кормления смесью, как только малыш захотел кушать, без долгих перерывов и выдерживания интервалов между кормлениями.

Детям постарше при введении первых прикормов и дальнейшего питания – это создание спокойной и неторопливой обстановки, возможность несколько раз попробовать новую пищу, привыкнуть к ее вкусу и консистенции, возможность выбора среди нескольких вариантов того, что будет наиболее привлекательно по виду, запаху и вкусу, по тактильным ощущениям. Первое время дети очень любят есть пищу руками – одновременно питаясь и развивая свой вкус и аппетит. В формировании аппетита крайне важны такие факторы, как сервировка блюда и его подача малышу, процесс приема пищи, возможность участия в питании – еда руками, держание ложки и даже размазывание еды по столу. Все это положительно влияет на аппетит. Постоянная ругать на ребенка за неаккуратность и раскидывание еды может привести к нарушениям аппетита и проблемам с едой.

Почему дети предпочитают определенные блюда?

С каждым продуктом ребенок получает определенный набор питательных веществ, в том числе и на данный момент времени особенно необходимых организму. Мозг малыша учится всему новому, и запоминает ту пищу, которая была ему наиболее подходящей по вкусу и по составу на определенное время роста и развития. В дальнейшем, он вспоминает свои приятные ощущения и состав поступающей пищи, как самой необходимой и одновременно – самой вкусной для него. Поэтому, при имеющемся выборе – он посылает команду организму выбрать то, что для него наиболее вкусно и необходимо. Если малыш сильно хочет кушать – его аппетит возрастает в первые минуты приема пищи – он готов буквально наброситься на еду, если помнит – что она ему нравилась и ему было вкусно.

Если же с едой связаны неприятные моменты, принуждение или питание через силу, либо организму на сейчас просто не требуется много пищи или определенных веществ. мозг посылает команду на отказ от еды и на блокировку аппетита. Также аппетит зависит от состояния системы пищеварения и ее способности к перевариванию той или иной пищи в данный момент. Если пищеварительная система неактивна, малыш болеет или хандрит, аппетит его закономерно снижается, также как аппетит сильно зависит от условий внешней среды – в жару он снижен, в прохладную погоду – повышается из-за различного расходования калорий. По мере наполнения пищеварительной трубки едой или при нарушении ее опорожнения (при запорах, например), в кору мозга посылаются импульсы от тела о неготовности принять очередную порцию еды, что приводит к снижению аппетита и отказу от еды.

Стоит помнить.

Аппетит у ребенка, как и у вас самих, изменчив, и может сильно колебаться в течение дня. В питании малышей стоит опираться именно на аппетит и не кормить ребенка через силу, лучше попытаться докормить его попозже. Так, если ребенок мало двигался и плотно поел, он может длительно расходовать калории, а если он был на прогулке, много бегал и играл, он может быстро израсходовать даже плотный обед. Поэтому, при расчете питания и его количества опирайтесь на индивидуальные особенности ребенка. Лучше положить ребенку потом добавки, чем стоять у него над душой, требуя, чтобы он непременно все доел.

Помните, аппетит - чуткая система, он ранее всего реагирует на изменения в организме, и если малыш отказывается от еды, то не стоит игнорировать такие сигналы, внимательно присмотритесь к ребенку, действительно ли он просто не проголодался, или он заболевает, ему больно кушать или он чем-то расстроен. Спросите его – почему он не хочет кушать, если кроха вполне может ответить, либо поищите видимые и явные признаки плохого аппетита. Завтра мы поговорим уже о более серьезных расстройствах аппетита и вероятных отклонениях.

Категории: Материнство

Подписаться на обновления:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *