Образование - Школа

Пять классных руководителей приняли участие в конкурсе профмастерства.

В этот день актовый зал МОУ "СОШ р.п. Озинки" выглядел по-особому торжественно и нарядно. В глубине сцены – плакат с разноцветными детскими ладонями. Они дружно тянутся вверх - к солнцу, к свету, к добру. На экране видеопроектора - эмблема с изображением пеликана - главного символа российского учительства. Вот уже на протяжении ряда лет пеликан собирает под свое крыло самых смелых, талантливых, творческих педагогов для участия в конкурсах профессионального мастерства. Эти весёлые ладошки, эта птица, готовая пожертвовать собой ради птенцов, и стали символами регионального этапа конкурса "Я – классный руководитель!"

"Бусы без нитки – не бусы, хоть как пересыпай. Нить нужна. Тогда – бусы", - высказался великий педагог и ученый С.А. Шмаков. Я считаю, что классный руководитель – это и есть та самая нить, которая соединяет детей в единый коллектив, где всем живется интересно. Быть классным руководителем – важная и почетная миссия практически каждого учителя. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие, наоборот, - самой главной ее составляющей. Но и те, и другие сходятся во мнении, что классный руководитель - это не только знаток своего предмета, не только психолог, исследователь, но и яркая, творческая личность, способная к самосовершенствованию. Именно это и предстояло продемонстрировать участникам конкурса на протяжении всех трех его этапов: эссе-размышление на тему "Воспитание для меня", классный час с учащимися незнакомого класса, в течение которого классные руководители должны были раскрыть все секреты своего взаимодействия с детьми. И вот, наконец, завершающий, самый яркий и творческий этап, позволяющий педагогу и классному руководителю раскрыться порой с самой неожиданной стороны, приоткрыть завесу жизни вне стен школы, показать глубину личных чувств, эмоций, продемонстрировать богатый мир своих увлечений.

Их, соискателей звания лучшего классного руководителя - пятеро. А представить их мне хочется не совсем обычно. Возможно, потому, что не совсем обычно выглядела на стене галерея портретов "классных", изображенных такими, какими их видят дети. И не совсем обычными были сказанные о своих "вторых мамах" слова и даже стихи. Да и самопрезентация участниц конкурса тоже была необычной.

Итак, хит-лист участницы под №1 - учителя географии и экологии высшей квалификационной категории МОУ "СОШ п. Сланцевый Рудник", победителя национального Проекта "Лучший учитель России-2008", классного руководителя 8 класса Елены Михайловны Блатман.

Схожесть в ее нарисованном портрете, пожалуй, самая точная. А эти строки ее питомцы написали о ней:

Самая любимая – классная,

Добрая, мудрая, прекрасная,

Веселая и жизнерадостная,

Вы та, кто желает

нам только добра.

И ничего, что рифма "хромает", зато сколько искренних детских чувств!

Девиз: "От "училки" станет всем светлей".

А вот ее педагогическое кредо: "Учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства".

Елена Михайловна любит читать, шить, готовить, пишет стихи. А еще она – автолюбитель.

Хит-лист участницы под номером два - учителя математики 2 квалификационной категории, классного руководителя 8 класса МОУ "ООШ р.п. Озинки" Надежды Николаевны Гетиковой.

Ее девиз в работе - "Всегда и везде быть со своим классом на высоте!"

Педагогическое кредо: "На свете есть много разных профессий, и в каждой есть прелесть своя. Но нет благородней, нужней и чудесней, чем та, что работаю я!".

Хобби: вязание, вокал, изготовление разнообразных поделок из природного материала.

Хит-лист участницы под номером 3. Знакомьтесь: Лариса Юрьевна Дюкарева - учитель начальных классов, классный руководитель 3 класса МОУ "СОШ п. Липовка".

Вот что написали о ней ее малыши со всей своей детской непосредственностью: "Наш класс самый умный, потому что у нас есть такой умный педагог. Мы уважаем и любим Ларису Юрьевну, потому что лучше учителя на свете нет".

Девиз: "В каждом ученике видеть личность".

Педагогическое кредо: "Нести детям добро, любовь и понимание".

Увлечения: оригами, бумажная пластика.

А сейчас хит-лист участницы №4. Это Айгуль Салыковна Курмангалиева – учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ с. Старые Озинки", классный руководитель 5 класса.

Пятиклассники о ней: "Айгуль Салыковна участвует с нами в разных конкурсах, в которых мы побеждаем и получаем Грамоты. Мы с ней поем, танцуем, читаем стихи. Она очень красивая, добрая и умная и всегда нам говорит, что оценки не самое главное, главное – быть хорошим человеком".

За основу педагогического кредо Айгуль Салыковна взяла высказывание одного из любимых своих писателей - А.П. Чехова: "Тот, кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью".

Хобби – цветоводство. Кажется, что она знает о цветах буквально все, а дом ее похож на цветочную оранжерею.

И еще одна участница – учитель русского языка и литературы 1-ой квалификационной категории, "Учитель года-2013", классный руководитель 9 "В" класса МОУ "СОШ р.п. Озинки" Татьяна Владимировна Родинова.

Рассказ учеников о ней коротким не получился – целое сочинение. Вот лишь одна выдержка:

"…Однажды появилась новая учительница – умная и красивая, с проницательным изучающим взглядом и мягкой доброй улыбкой. И очень скоро мы все полюбили ее. Татьяна Владимировна в самом деле стала нашей второй мамой. Девочки доверяли ей свои секреты и мечты, бегали к ней за советом. Да и мальчишки всегда крутятся около нее. На уроках она серьезная, строгая и справедливая, но на переменах и после уроков она живет жизнью учеников, старается всех понять, всем помочь".

Девиз: "Труд – это высшее благо!"

Педагогическое кредо: "Стараться раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни и подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны".

И вот они, все пятеро, на сцене. Конкурсанток поздравляет заместитель начальника управления образования администрации Озинского района С.А. Сысова: "Очень хорошо, что есть такой конкурс. Это значит, что есть к чему стремиться. Роль классного руководителя в обществе с каждым годом возрастает. Она меняется, потому что меняются задачи, которые стоят перед образовательными учреждениями. Ни для кого не секрет, что только высококультурный классный руководитель может воспитать высококультурную личность. Только добрый и щедрый классный руководитель может воспитать доброго, умного и щедрого человека. Талант классного руководителя как мастера раскрывается, если в процессе работы ему удаётся увлечь ребёнка, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать что - то новое, решить поставленную перед ним проблему. Важно, чтобы классный руководитель признал за учеником право выбора, право быть самим собой, свободно высказывать свои мысли, делиться переживаниями. Уверена в том, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания и взаимодоверия. Надо верить в чистоту детских помыслов, в их душевную щедрость и неисчерпаемые возможности и чаще применять такое "педагогическое лекарство" как доверие. А главное, надо ценить то, что ты делаешь, понимать значение своей деятельности и видеть в ней смысл. И я рада, что в наших школах работают именно такие классные руководители. И в этом мы сегодня убедимся еще раз".

Конкурсанток напутствовала победитель районного конкурса "Самый классный классный-2013" Ильмира Рахимжаковна Башпаева, пожелав честного соперничества и победы сильнейшей. Пожелания удачи участницам конкурса прозвучали и из уст ведущей конкурса председателя райкома профсоюза работников образования Т.П. Белоусовой.

Первый этап завершающего тура конкурса – "Педагогический портрет". Это была своего рода самопрезентация. В каждом выступлении чувствовался настрой классных руководителей на общение с детьми, умение понимать их потребности, умение слушать и направлять в нужное русло. И так отчетливо прослеживалась мысль, что класс – это маленькая страна, полная чудес и ожиданий, а "классная мама" должна обладать такими качествами, как терпение, умение слышать и слушать и не только учить своих подопечных, но и самой учиться у них легкому отношению к жизненным проблемам, фантазии, умению радоваться жизни. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно помочь молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

А в следующем этапе – "Один день из жизни классного руководителя" участницы продемонстрировали свою позицию в отношении столь неосязаемого, но очень важного педагогического явления как классное руководство. Они удивительным образом дополняли друг друга, стремились осмыслить известные истины в рамках своего педагогического опыта. При поддержке своих учеников и коллег учителя рассказывали и показывали, как живет их класс, что делает его дружным, сплоченным коллективом. И демонстрировали это с выдумкой, артистизмом, юмором, а порой и с долей самоиронии.

Да, непроста работа классного руководителя, главная задача которого научить, воспитать ребенка, адаптировать его к условиям жизни. И не случайно, наверное, наблюдая за выступлениями участниц, я вдруг вспомнила такое выражение: "В жизни главное не переждать ливень, а научиться танцевать под дождем". Это и есть главное: классный руководитель должен помнить о том, что все в его руках.

Ну а пока жюри оценивало выступления участниц конкурса, классным руководителям пришлось выдержать еще одно испытание – экспресс-интервью. Вопросы, я вам скажу, были не самые простые, но педагоги с ними справились успешно. А затем каждая из них демонстрировала наглядно мир своих увлечений. Были здесь и оригинальные поделки, и чудесная выпечка, стихи собственного сочинения, песни и, конечно же, цветы.

Конкурс завершен. Он дал возможность уверенным в своем профессионализме учителям и классным руководителям продемонстрировать свое мастерство, показать творческий подход к работе и поделиться своим опытом, проявить таланты. Организаторами этого конкурса выступили Министерство образования области и управление образования администрации Озинского района. По словам руководства управления образования района, конкурс, призванный повысить престиж профессии педагога, выявить наиболее талантливых классных руководителей и найти новые методы и идеи в практике воспитания, своей цели достиг. Не могу не отметить царивший в зале позитивный настрой: участницы воспринимали друг друга в конкурсе не как соперники, а как единомышленники. Участие в конкурсе стало для каждой претендентки на звание лучшего классного руководителя источником личного успеха, преодоления себя. И в этом тоже его немалая ценность. Ну а помогала преодолевать волнение и поддерживать хорошее настроение и участниц конкурса, и болельщиков исполнительница романсов О.В. Скорикова.

И вот кульминация - оглашение общего итога всех трех этапов конкурса. Членам жюри предстояла непростая задача: дать оценку сильнейшим. По сумме баллов победительницей конкурса и обладательницей почетного титула "Я – классный руководитель!" стала Татьяна Владимировна Родинова.

Все участники конкурса были награждены Грамотами либо Дипломами а также ценными призами. И все же главная награда для конкурсанток не баллы и призы, а любовь детей, их доверие, желание активно творить, развиваться, совершенствоваться. Позвольте же от имени учеников и их родителей выразить конкурсанткам благодарность и восхищение за профессионализм, за смелость, за доброту, за решительность, за находчивость, за великую любовь к детям. Все вы - отличные классные руководители, учителя нового времени, и своим участием в конкурсе профессионального мастерства вы это убедительно доказали.

Светлана КУЛИБАБИНА

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=16981

Из-за многочисленного спама, которым поступает в комментариях - на сайте установлен новый компонент комментариев. Вы можете зарегистрироваться на сайте disqus.com или написать как гость.