Спецпроекты - Творчество земляков

… Этим самоходным аппаратам нет аналогов ни в отечественном, ни в зарубежном машиностроении. Нигде больше не существует точно таких же механических устройств.

… Этим самоходным аппаратам нет аналогов ни в отечественном, ни в зарубежном машиностроении. Нигде больше не существует точно таких же механических устройств. Они единственны и уникальны в своём роде и даже доселе непревзойденной "Антилопе Гну" Адама Козлевича надлежит скромно помалкивать рядом с подобными образцами народного творчества, смекалки и мастерства.

Безусловно, изобретательство и рационализаторство – стезя сугубо индивидуальная. Оттого и подход к решению той или иной задачи всецело зависит от личности человека, который взялся за её реальное воплощение. Заставь тысячу человек выкопать, скажем, яму, и каждый сделает это по-своему. Александр Васильевич Чеченёв, житель р.п. Озинки, ничего принципиально нового в технологию создания технических средств, конечно же, не внёс, но зато сумел собственным авторским задумкам придать вполне конкретные, осязаемые формы. Причём в обычных домашних условиях, не используя никакого промышленного оборудования, чертежей, расчетов, полагаясь лишь на опыт, интуицию и известную долю фантазии.

Любой, кто зайдет на соответствующую страничку в Интернете, сможет воочию убедиться: на улице Куйбышева живет настоящий современный Кулибин. Под руками которого рождаются совершенно поразительные вещи, помогающие их творцу и хозяину в буквальном смысле осваивать и преображать окружающий мир.

Вот, к примеру, чем чистят двор от накопившегося снега многие озинцы? Понятно, лопатой, в лучшем случае – снеговой. А Александр Васильевич заводит мини-трактор, и в течение считанных минут уборка завершена.

Наверняка найдутся скептики, не преминувшие снисходительно ухмыльнуться. Дескать, эка невидаль – мини-трактор. Сейчас хоть "мини", хоть "макси", всего полно…

Так-то оно так, только трактор этот и впрямь эксклюзивный. То есть, не являющийся продукцией массового производства, а в единичном исполнении, точнее, изготовленный из всего того, что люди привыкли из-за долгой эксплуатации выбрасывать.

Несущая рама – обыкновенный швеллер, местами подвергнутый кое-каким механическим операциям. Силовой агрегат – восстановленный двигатель "жигуленка". Передние колеса – от изношенного шасси вертолёта, задние – от автомобиля ГАЗ-66. А кабина, вы не поверите, почти вся состоит из наружной облицовки холодильника, выброшенного кем-то на свалку! Навряд ли несчастный холодильник мог надеяться, что судьба повернет так круто и часть его "души" воплотится в немаловажную деталь работяги-трактора.

Однако неродной сын МТЗ уже в "возрасте", ему скоро будет четыре года. И он хорошо знаком большинству жителей ул. Куйбышева, поскольку А.В. Чеченёв, как правило, с согласием откликается на просьбы соседей оказать какую-либо помощь. Однако младший собрат, вездеход, пока и для них в новинку.

… Признаться, снаружи конструкция очертаниями напоминает большую коробку на гусеничном ходу. Справедливости ради необходимо отметить, что "коробка" на удивление шустра и маневренна. Вездеход способен совершать разворот на 180 градусов, крутясь вокруг собственной оси, как танк. Давайте поближе рассмотрим очередное детище А.В. Чеченёва.

Гусеницы сделаны из обычного транспортёрного корда – резинового полотна. Элементами, повышающими силу сцепления ленты с поверхностью, служат металлические уголки. Чтобы оснастить ленту этими своеобразными "траками", потребовалось просверлить 1800 отверстий для крепёжных болтов.

В качестве силовой установки – тоже мотор от легковушки. Кабина - из части жигулевского кузова. Систему электроснабжения Александр Васильевич смонтировал, взяв за основу стандартную автомобильную электросхему. Направляющим и ведомым каткам вездехода дали "жизнь" колесные диски. Ну уж а дизайн – дело второстепенное. Автор не без резона полагает, что техника, предназначенная, прежде всего, для внутреннего, скажем так, употребления, не особо нуждается в приятном глазу облике. Вездеход – он ведь для чего? На рыбалку, на охоту съездить, по бездорожью добраться до места назначения. Зачем ему внешняя красота? Главное, чтобы практичным был, легко управляемым, надежным и "всепогодным".

Из более ранних механических поделок А.В. Чеченёва следует упомянуть про мотоблоки. Они тоже собраны из вторичных материалов и металлолома и, что называется, на коленке. Один из них до сих пор продолжает эффективно работать на хозяина.

Александр Васильевич признаётся: для него создавать нечто из ничего – это даже не хобби, а стиль жизни. А ещё он твердо убежден в том, что бесполезных вещей не бывает, любой утиль может для чего-нибудь пригодиться. Надо лишь точно определить сферу его дальнейшего использования.

С. СКЛЯР

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=35242

Из-за многочисленного спама, которым поступает в комментариях - на сайте установлен новый компонент комментариев. Вы можете зарегистрироваться на сайте disqus.com или написать как гость.