Общество - Родной край

Соперничество главных мировых супердержав все больше напоминает двенадцатый раунд боя боксеров-тяжеловесов, когда оба уже едва держатся на ногах, но продолжают наносить друг другу удары.

Соперничество главных мировых супердержав все больше напоминает двенадцатый раунд боя боксеров-тяжеловесов, когда оба уже едва держатся на ногах, но продолжают наносить друг другу удары. Первым пропускает США: на взрыв шаттла "Челленджер" в прямом эфире СССР отвечает успешным запуском орбитальной станции "Мир". Но почти сразу же в глубокий нокдаун Советское государство отправляет Чернобыльская катастрофа. Добивает оппонента Рейган своей Стратегической оборонной инициативой, больше известной как программа "Звездные войны", – перестройка и гонка космических вооружений явно не совместимы. Период полураспада, каким его помнят саратовцы – в продолжающейся исторической саге "Намедни-Саратов".

Поющий фонтан

На освободившейся после сноса дома купца Кузнецова площадке перед Консерваторией начинает работать единственный в городе цветомузыкальный фонтан. "Как в Сочи" звучит лучший комплимент в его адрес. Гидротехническое сооружение поет (установлен музыкальный ретранслятор) и танцует (бьющие струи меняют свою силу), а также благодаря подсветке переливается разными цветами. Посмотреть на чудо-фонтан каждый вечер собираются толпы зевак, но единодушного одобрения он не вызывает: кому-то не нравится кондовый эстрадный репертуар (предлагается включить в него песни Аль Бано и Ромины Пауэр), кому-то – его архитектурная композиция и то, что он не вписывается в исторический ансамбль проспекта Кирова. Вообще вся реконструкция центра последних лет подвергается тотальной ревизии: общественность и архитекторы в один голос говорят, что многоэтажные новостройки уничтожили складывавшийся десятилетиями уютный образ старого города. Особенно жесткой критике подвергается застройка Мирного переулка непритязательными функциональными зданиями: Домом быта, переговорным пунктом. Громкие протесты сопровождают планы по установке торговых рядов на площади Кирова рядом с Крытым рынком – впрочем, безуспешно: они все равно там появятся. И все же попытки сделать Саратов городом, приятным для жизни в нем, очевидны. Еще один большой городской фонтан "Каскад" появляется на спуске к Волге по улице Октябрьской, на прилегающих кварталах ограничивается автомобильное движение, разбивается сквер, появляются лавочки.

Слово года. "Перестройка"

Во время посещения Волжского автозавода Горбачев произносит фразу "Без перестройки нет ускорения", с которой начинается победное шествие центрального понятия пятилетки, без перевода вошедшего во многие языки мира. На смену буксующей экономической реформе приходит идеологическая либерализация. Прекращаются гонения на диссидентов и религиозные объединения. На всех фронтах происходит массовая замена брежневских кадров на "людей перестройки". – Если кто проявляет упорство, твердолобость и его уже не вытащишь из окопа вчерашних представлений, надо расстаться. Пусть он сидит в этом окопе, отстреливаясь вкруговую, а страна пойдет вперед, – типичный пример горбачевской риторики этого года. Наиболее ярко процессы идут в сфере культуры. В широкий прокат выходят еще недавно непроходные по цензурным соображениям "Иди и смотри" Климова и "Покаяние" Абуладзе. Классиком признается Владимир Высоцкий – создается государственная комиссия по изучению его наследия и возглавляет ее один из популярных советских поэтов Андрей Вознесенский. Исключением в этом ряду выглядит единственная репрессивная мера – усиление борьбы с нетрудовыми доходами. В Саратове она, в частности, приводит к тотальным проверкам рынка частного автомобильного извоза. Проходят облавы на нелегальных таксистов, которых особенно много у железнодорожного вокзала – и тех, кто попался в руки милиции, лишают прав на год. Впрочем, есть и другая сторона медали: уже ни для кого не секрет, что таксисты представляют собой организованное сообщество бутлегеров, подрывая устои сухого закона.

Двухсменка

В рамках повышения эффективности работы предприятий и, как сообщается, по инициативе трудящихся, в ноябре саратовские заводы переходят на режим работы в две смены. Для части коллектива приветственный гудок, как и раньше, звучит в восемь утра, а остальные заступают на смену в четыре вечера и работают до часу ночи. Получается, на одном и том же оборудовании можно сделать если не в два, то в полтора раза больше продукции. На практике реализация идеи сталкивается с большими трудностями. В частности, вечерние рабочие жалуются на трудности доставки с работы и на работу. Общественный транспорт и так ходит с перебоями, а тут еще самое неудобное время: с трех до четырех дня у водителей обеденный перерыв, а ночью автобуса не дождешься и подавно. В ответ на звучащие упреки в нерегулярности рейсов транспортники сетуют на окружающий бардак: то маршрут сокращен из-за затянувшихся ремонтно-строительных работ на 2-й Садовой, то напряжение в контактной сети слишком низкое – а новая тяговая подстанция так и не построена.

Открытия года:

– Магазин модного платья «Волжанка» на Чернышевского/Челюскинцев.– Пионерлагерь «Синяя птица» в Балаковском районе.– Пионерлагерь «Ровесник» в Марксовском районе.– Кинотеатр «Мир» в Балаково.– Памятник Федору Панферову в Вольске.– Памятник Константину Федину в Саратове.

Статья года: "Имеют место вариации"

Ставший легендой в узких кругах Саратовский рок-клуб открылся на пять лет позже Ленинградского в помещении Дома культуры железнодорожников имени Карла Либкнехта (позже – клуб "Карамболь"). Площадка объединила прежде разбросанных по гаражам и квартирам самых ярких представителей местного панка и хэви: группу Джима Петрова и Сэма Тяпкина "Иуда Головлев", Дюшу Сущенко с "Ломаным грошем", Юрия Шестюка и "Худой конец" и еще несколько команд, память о которых бережно хранят свидетели их выступлений. Звонким скандалом завершился уже первый сборный концерт рок-клуба. Спустя несколько дней после него в "Заре молодежи" вышла разгромная статья Тамары Корневой "Имеют место вариации", сохранившая для истории бесценные репортажные подробности сего действа: "Дюшины фанаты, металлисты, приветствовали его выкриками на английском языке. Девицы прыгали на сцену, целовали, совали в рот гвоздику. Дюша гвоздику отбрасывал в сторону. Самым важным для него в тот момент было число звуков, срывающихся из-под пальцев в секунду". Сочное описание концерта, обильное цитирование текстов песен и интервью Джима из самодеятельного журнала "Вуги" могло бы выдать в авторе тайного поклонника саратовского рока, но в своих выводах она твердо стоит на принципах социалистической морали: "Бессмысленно требовать высокой культуры исполнения от мальчиков, пришедших с улицы... Но необходимо требовать элементарной дисциплины, воспитывать внутреннюю потребность делать лучше, не замыкаться на собственных представлениях о жизни, которую большинство подростков знают по песням "Иуды Головлева" и "Экспериментального марша". Спустя несколько номеров "ЗМ" дискуссия перерастает из заочной в очную. На организованном газетой круглом столе право рокеров на самовыражение отстаивают как сами музыканты, так и президент рок-клуба Сергей Белостропов. Судя по опубликованному тексту, разговор проходит на повышенных тонах, но заканчивается согласием создать при горкоме комсомола (первый секретарь – Павел Большеданов) худсовет, "который будет оценивать деятельность той или иной группы". Первый саратовский рок-клуб просуществовал до начала девяностых, а следующий – "Восток" – появился в 1996 году.

Альпинист Богомолов

Председатель секции альпинизма спортивного общества "Локомотив" Сергей Богомолов от всего Саратова наводит мосты дружбы с народом США. Он участник двух широко освещаемых в прессе (включая публикацию в "Нэшнл Джиогрэфик") советско-американских экспедиций. Первая заходит на высшую точку Тянь-Шаня Пик Победы, вторая – на главную американскую гору Мак-Кинли в штате Аляска. Кроме восхождений российские альпинисты участвуют в большой общественной программе: Богомолов беседует со школьниками Анкориджа и Вашингтона, обсуждает с мэром Сиэтла нашумевшие телемосты Познера-Донахью. Вернувшись на родину, Снежный Барс сообщает землякам, что американцы показались ему очень искренними и доброжелательными людьми.

Спектакль года: "Мастер и Маргарита"

"Совершенно очевидно, что ничего более значительного, чем спектакль "Мастер и Маргарита" зритель на сцене Саратовского драматического театра еще не видел", – так начинается один из отзывов на новую постановку Александра Дзекуна в газете "Коммунист". Спектакль действительно не оставляет равнодушным никого: яростная критика и абсолютные восторги представлены примерно в равных пропорциях, а на зрительский интерес никак не влияет даже тот факт, что каждый спектакль идет в течение двух вечеров. Рассказывают даже об экскурсионных турах в Саратов из других регионов – специально на "Мастера и Маргариту". На сцене булгаковский роман ставят не в первый раз (в семидесятых, например, была знаменитая постановка в Театре на Таганке), но трудно придумать лучшее время для этого, чем сейчас. В самом расцвете перестроечный культ Булгакова с его антисталинским подтекстом и идеей свободного творчества. Появляются даже отклики, что авторы принизили идейную содержательность первоисточника. Бурные споры вызывает актерские работы. Среди специалистов по Булгакову – от путевых обходчиков до профессиональных литработников – всеобщее восхищение вызывают только Коровьев Сергея Сосновского и Маргарита Валентины Федотовой. А вот Воланда-Галко критикуют за монотонность. Очень бледен, по общему мнению, Мастер в исполнении Владимира Литвинова. В общем гуле тонут отдельные робкие сомнения в допустимости столь смелых обнажений на сцене. Пожалуй, ни до, ни после ни одна саратовская постановка не вызывала такой переполох в театральных и околотеатральных кругах.

Предыдущие материалы проекта "Намедни-Саратов". Год 1985 связь времен

В материале использованы фотографии с сайтов uragany.livejournal.com, oldsaratov.ru

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=41450

Из-за многочисленного спама, которым поступает в комментариях - на сайте установлен новый компонент комментариев. Вы можете зарегистрироваться на сайте disqus.com или написать как гость.