Официально - Открытый диалог

Минфин России представил на обсуждение Государственной Думы Основные направления налоговой политики на 2016 – 2018 годы.

Характер этого документа был определен Посланием Президента Федеральному собранию – в ближайшие 3 года налоговые условия ведения бизнеса не должны меняться, налоговая нагрузка на бизнес не должна увеличиваться.

В последние годы в стране был проведен целый ряд масштабных налоговых реформ (от "налогового маневра" в нефтяной отрасли и деофшоризации экономики до кардинальной реформы имущественного налогообложения). Вопросы правоприменения при реализации этих реформ на практике будут отдельной задачей Минфина и ФНС на ближайшие годы. По мнению Минфина, к настоящему времени российская налоговая система сформирована и в серьезном пересмотре в среднесрочной перспективе не нуждается.

Представленные профильным министерством "Основные направления" направлены на решение двух стратегических задач:

1) Создание налоговых стимулов для экономического роста и обеспечение структурных изменений в российской экономике;

2) Повышение справедливости российской налоговой системы, создание препятствий для ухода от уплаты налогов и обеспечение преимуществ для добросовестных налогоплательщиков. Это приведет к повышению конкурентоспособности экономической среды в целом.

При этом, основные решения в области налоговой политики, которые предлагается принять, необходимо будет реализовать в ближайшее время. Они должны действовать в ближайшую трехлетку, так как задача перезапуска экономического роста стоит сегодня очень остро и затягивать с решениями в этой сфере нельзя. В дальнейшем, основные усилия будут сосредоточены в области планомерного повышения качества налогового администрирования, реализации на практике уже принятых решений.

Создание стимулов для экономического роста.

В числе стимулирующих мер налоговой политики - меры, направленные на увеличение инвестиций. Предлагается введение не просто налоговых льгот, а именно стимулирующих решений, которые направлены на снижение налогового бремени для инвесторов на первоначальном этапе осуществления инвестиционных проектов до достижения их окупаемости.

- налоговые льготы для "гринфилдов"

Для новых инвестиционных проектов предлагается на основании соответствующих решений субъектов Федерации, дать возможность инвесторам уменьшить уплачиваемый налог на прибыль на суммы капитальных вложений.

- налоговые льготы для региональных инвестиционных проектов (РИПы) и территорий опережающего развития (ТОРы)

Налоговые льготы для РИПов и ТОРов, направленные на создание стимулов для развития Дальнего Востока, вводились в течение последних двух лет. Сейчас они уже начали применяться, но существуют возможности для дальнейшего улучшения этих режимов.

В частности, сейчас готовятся предложения по либерализации налогового режима для РИПов, которые облегчат доступ инвесторов к налоговым льготам, уменьшат бюрократические и административные барьеры для инвесторов при применении этих льгот.

- поддержка экспорта: упрощение процедур возмещения НДС и акцизов при экспорте:

В рамках мер по поддержке экспорта будет синхронизирован порядок применения нулевой ставки НДС и порядок освобождения от акцизов при экспорте.

- предоставление преференций по налогу на прибыль

Государственной Думой были приняты поправки, существенно увеличивающие минимальную стоимость амортизируемого имущества, а также размер выручки, позволяющий перейти с ежемесячной на ежеквартальную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль. Эти меры должны привести к весомой экономии средств налогоплательщиков.

- прочие стимулы, включая налоговые льготы для вновь создаваемого свободного порта Владивосток.

Поддержка малого бизнеса

Особое внимание в налоговых предложениях правительства традиционно уделяется поддержке малого бизнеса. В этой части предусматривается:

- поддержка малого бизнеса через специальные налоговые режимы, включая

1) расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения (за счет таких видов, как "услуги по разработке программного обеспечения", "выпечка хлеба и производство кондитерских изделий", "производство молочных продуктов" и т.д.);

2) распространение права на применение 2-летних "налоговых каникул" для индивидуальных предпринимателей в сфере бытовых услуг;

3) предоставление субъектам Российской Федерации права снижать налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения с 6 до 1 процента от доходов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

4) предоставление муниципалитетам права снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Подобные льготы не будут учитываться при распределении трансфертов в регионы, то есть не повлияют на величину получаемой финансовой помощи.

- введение специального патента для самозанятых:

Предлагается ввести в законодательстве специальный режим уплаты налога в виде патента для особой категории микробизнеса – самозанятых лиц (не имеющих работодателей и наемных работников).

Для таких налогоплательщиков будет введена специальная упрощенная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. При такой регистрации будут ограничены виды разрешенной деятельности, она будет выдаваться только на срок, за который уплачен патентный платеж. Отдельно надо будет решить вопросы уплаты страховых взносов для таких самозанятых лиц.

Аналогичная система в настоящее время применяется в отношении уплаты налогов мигрантами (разрешение на работу выдается при условии уплаты фиксированного авансового платежа, зачитываемого в счет уплаты НДФЛ).

Возможности по снижению налоговой нагрузки

Сравнительный анализ налоговой нагрузки по странам БРИКС, Евразийского союза показывает, что налоговая нагрузки в России выше, чем странах БРИКС и некоторых странах Таможенного союза. Уровень налоговой нагрузки в России по итогам 2014 года (по данным МВФ) превысил 36% ВВП. Это выше, чем в странах БРИКС и странах Евразийского союза, но ниже, чем в ЕС.

Вопрос более низкой налоговой нагрузки – это вопрос выбора. Более низкие налоги означают и более низкий уровень обязательств. Например, означает, что пенсионный возраст у нас должен быть как минимум не ниже, чем в Казахстане, где он уже сейчас на три года превышает российский уровень.

Еще один важный аспект – это переоценка эффективности существующих налоговых льгот. В течение последних трех лет в составе Основных направлений налоговой политики можно найти данные о выпадающих доходах бюджетов от предоставления различных налоговых льгот и преференций.

В этом году планируется впервые включить данные о налоговых и неналоговых расходах бюджетов (включая льготы по социальным и таможенным платежам) в состав материалов к проекту закона о федеральном бюджете.

Эти расходы будут распределены в соответствии с их назначением между государственными программами, а по особо крупным налоговым льготам мы потребуем обоснование их эффективности от ответственных исполнителей. Считаем, что если такого обоснования не будет, льготы должны быть отменены.

Основные выводы:

1. Не предполагается крупных налоговых новаций на ближайшие годы, правительство будет придерживаться моратория на рост налоговой нагрузки2. Предлагаем сосредоточиться на реализации и совершенствовании тех налоговых решений, которые были приняты в последние годы3. За счет повышения качества налогового администрирования будет обеспечена справедливая конкуренция и равные налоговые условия для ведения бизнеса

Также в Основных направлениях отмечено – любые новые льготы должны вводиться на определенный срок, по истечении которого должен проводиться анализ их эффективности и приниматься решения об их пролонгации или отмене.

Повышение справедливости налоговой системы

С учетом объема расходных обязательств, принятых государством сегодня, уровень налоговой нагрузки является минимально допустимым (дефицит консолидированного бюджета составляет 3,5% ВВП). В этих условиях, полагаетМинфин, несправедливо, когда за счет минимизации своих налоговых обязательств недобросовестные налогоплательщики платят меньше, чем добросовестные.

Для борьбы с этим этого принят и совершенствуется закон о деофшоризации экономики, будет проведена кампания по добровольному декларированию имущества и зарубежных счетов, начинают работать новые нормы контроля за трансфертным ценообразованием.

К настоящему времени в России, как считает Минфин, удалось создать систему налогового администрирования, которая не уступает, а с точки зрения технических возможностей, во многом превосходит системы администрирования многих развитых стран. Тем не менее, работа по совершенствованию системы и ликвидации возможностей для уклонения от налогообложения продолжается. Это, в свою очередь, позволит снизить административную нагрузку на налогоплательщиков.

Речь идет о следующих направлениях работы:

- продолжение внедрения системы электронного администрирования НДС (АСК НДС), решение вопросов контрольно-кассовой техники

С внедрением новой системы администрирования НДС налоговые органы могут оперативно видеть и сопоставлять все налогооблагаемые операции по всей стране, выходить на проверки, отслеживать цепочки формирования добавленной стоимости, а главное – выявлять разрывы этих цепочек и назначать контрольные мероприятия. Нам представляется, что уже сам факт осознания налогоплательщиками того, что система становится более прозрачной, оказал положительное воздействие на поведение налогоплательщиков – доходы бюджета от НДС за январь – май 2015 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросли на 13%.

- внедрение нового инструмента налогового контроля – горизонтального мониторинга:

В соответствии с одобренным в прошлом году законом с 1 июля 2015 года, начинает работать горизонтальный мониторинг – система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком. По сути, это добровольное согласие налогоплательщика (отнесенных к крупнейшим) на онлайн-доступ налогового инспектора в любой момент в его регистры налогового учета в обмен на отказ от традиционных налоговых проверок.

- законодательное закрепление недопустимости злоупотребления правом для уклонения от налогов:

Предлагается ввести в законодательство правовой механизм противодействия налоговым злоупотреблениям. Дать налоговикам инструменты борьбы с налогоплательщиками, которые, используя формально правомерные действия, преследуют основную цель в виде неуплаты или неполной уплаты налогов.

Соответствующий законопроект был поддержан Правительством и уже внесен в Государственную Думу .

- введение института предварительного налогового контроля (налоговые рулинги):

Во многих ситуациях налогоплательщику важно получить квалифицированную информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить. При этом такая информация (разъяснения) должна иметь правовые последствия, то есть если налогоплательщик воспользовался этим разъяснением, не скрыв ничего от налоговых органов при его получении, то правильность уплаты налога по такой сделке уже нельзя оспорить.

С этой целью предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

- борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения международными компаниями

План по борьбе с международным размыванием налоговой базы предполагает решение ряда накопившихся проблем: устранение двойного "неналогообложения" доходов транснациональных компаний, ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие информации о налоговых платежах международных холдингов, а также пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием.

Часть этих решений уже реализованы (пакет поправок по деофшоризации и налогообложению прибыли контролируемых иностранных компаний), часть – планируется реализовать в ближайшие годы.

- международный обмен налоговой информацией:

В ближайшие два года должна быть создана законодательная основа для полноценного автоматического обмена налоговой информацией с большинством стран.

Анализ последствий налоговых решений, принятых в предыдущие годы

В соответствии с рекомендациями предыдущих парламентских слушаний проанализированы некоторые наиболее значимые налоговые решения предыдущих лет.

1. Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) и контроль за трансфертным ценообразованием в налоговых целях

Уплата налога на прибыль консолидированными группами привела во многих случаях к перераспределению налоговых доходов между бюджетами субъектов Федерации. Некоторые регионы потеряли доходы, некоторые приобрели их.

Несколько цифр – от функционирования КГН в 2014 году выиграли 53 региона, а снижение поступлений налога на прибыль произошло только в 32 регионах. Более половины от общей суммы снижения приходится на два региона – Москву и Ханты-Мансийский АО.

Этот механизм и вводился для того, чтобы налоги уплачивались по месту нахождения активов и работников, а распределение налога по стране стало более справедливым.

До введения КГН и контроля за трансфертными ценами внутри страны крупные компании уплачивали налог на прибыль в региональные бюджеты во многом произвольно – некоторые субъекты недополучали доходов, в то время как в другие уплачивалось необоснованно много. Введение контроля за трансфертными ценами и КГН позволило использовать единую формулу для распределения налога между регионами, где холдинг ведет деятельность.

Конечно, можно было бы сейчас вернуть все обратно. Но тогда вопрос возникнет снова – как распределить налог на прибыль крупного холдинга между регионами? Допустимо ли использовать внутрикорпоративные цены для перемещения налоговой базы в те или иные регионы?

Поэтому Минфин предлагает сосредоточиться на исправлении некоторых недостатков КГН:

- разрешить доступ органов власти субъектов Федерации к некоторым показателям по КГН, которые в настоящее время составляют налоговую тайну, что необходимо для прогнозирования бюджетных доходов;

- обеспечить стабильность структуры КГН, исключив возможность периодического изменения ее состава. Одновременно обсуждается возможность продления моратория на создание новых КГН до 2018 года (одновременно разрешив изменять состав групп);

- смягчить правила контроля за трансфертными ценами внутри страны (полностью исключить контроль за ценами по сделкам, которые не приводят к перемещению налоговой базы между регионами, повысить порог признания сделок контролируемыми до 2-3 млрд. руб.)

2. Налог на недвижимость

С этого года субъекты получили возможность переходить к взиманию налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.

ФНС уже в ближайшие месяцы планирует осуществить рассылку тестовых платежек по налогу. Пока мы не видим, что есть какие-то сбои, но если они будут происходить, то мы будем готовы на них оперативно реагировать.

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=42183

Добавить комментарий