Спецпроекты - Творчество земляков

В этом нет ничего удивительного – быть священником и при этом писать стихи.

С творчеством Павла Миронца впервые мне посчастливилось познакомиться на конкурсе, организованном в честь Дня семьи несколько лет назад, в котором семья священника из Старых Озинок приняла непосредственное участие. А в прошлом году, когда в одну из летних ночей гостеприимно распахнул свои двери районный Историко-краеведческий музей, где проходила традиционная "Ночь в музее", он снова представил на суд зрителей свои необыкновенные стихи. Он вышел к микрофону, начал читать, и как будто раздвинулись стены, выпуская слушателей за пределы зала. Образность его стихотворений позволила оторваться от земли и перенестись в неизведанные дали… Наверное, такие стихи, полные образов и аллегорий, свойственны лишь людям с неограниченной фантазией и глубокими познаниями. Поэтому с ним интересно общаться – каждое слово, сказанное им, оборачивается для слушателя новым открытием.

Жители района знают Павла Миронца как настоятеля Храма Святителя Николая Чудотворца, что находится в селе Старые Озинки. В этом нет ничего удивительного – быть священником и при этом писать стихи. Тем более, признаётся автор, свои произведения он пишет с оглядкой на законы Божьи. Поэтому, наверное, они получаются необычайно гармоничными наполненными душевным светом. Судите сами:

В то время как пылал кристалл,

Младенец под звездою спал,

Слезились озарённые рожденьем

Марии синие глаза.

Сплетённая спеша лоза,

Служила верно тёплым огражденьем.

Поодаль - жерди и стволы,

За ними - мулы и волы

Пытаясь к яслям встать, тянули шеи.

И в атмосфере теплоты,

Шуршали куры, как кроты,

Закапываясь в сено, как в траншеи.

Принесшие вчера дары,

Запутавшись в свои чадры,

Клубились у костра, а с ними овцы

Похожие на валуны.

Козлы и козы у стены

Делили барыши, словно торговцы.

Был мрак и в тоже время свет.

Свет, - был началом новых лет,

Когда был просвещён дыханьем веры –

Весь мир, вся дышащая тварь,

Вся красота, огонь и гарь.

Такое утро было - Нашей Эры.

Казалось, много раз мы слышали о рождении Христа, но автор увидел эту картину именно так – обыденно и в то же время возвышенно: "Был мрак и в то же время свет…" Противопоставление - это один из излюбленных приёмов автора. Словно бисер, он нанизывает образы на шёлковую нить, перемежая их с простым сюжетом. А в результате получается стихотворение, прочитав которое, хочется думать и размышлять, потому что оно настоящее и живое. И, поверьте, эти размышления заводят далеко… Писать стихотворения в такой манере, говорит Павел Миронец, ему помогает образование, полученное в художественной школе. Ведь образы создаются из обыкновенных чёрточек и линий. Одна, другая, третья – и получился шедевр, от которого невозможно оторвать взгляд…

И глядя на эти картины, читая такие стихи, мы перемещаемся во времени, на безвозвратность и быстротечность которого часто сетуем. А вот как звучит эта тема в стихотворении Павла Миронца:

Есть светлый праздничный июль

Без окон, без дверей, без крыши...

Над ним лишь синеватый тюль

Теплом и призрачностью дышит.

Он, как цветы из нежных рук, –

Спадает наземь кружевами

И важность всех его заслуг,

Не выразит никто словами.

Он, как рассказ, - прочёл и вмиг

Его, как прошлого, не станет.

Оставит только белый стих

И след босой на полустанке.

Сколько таких июлей-августов пролетело в нашей жизни? Сколько их ещё впереди? Никто и никогда не ответит на этот вопрос, волнующий многих - нет заранее решённых судеб. Впрочем, тут могут сойтись в споре сторонники высказывания "Человек – творец свой судьбы" и те, кто думает, что "на всё воля Божья"… Размышления о смысле бытия хотя бы однажды в жизни посещают каждого. На протяжении всей истории человечества пишут поэты стихи на вечные темы: любовь, судьба, жизнь и смерть, добро и зло. Но находятся всё новые и новые авторы, которые, казалось бы, видят мир таким же, как и тысячи других людей, стараются передать видение мира витиеватостью фраз и образностью бытия. "В этом и есть искусство стихосложения, - говорит отец Павел, - суметь изобразить жизнь иными словами, своим душевным "прочтением". Так, чтобы читатель удивился: как он сам мог этого не видеть? Ведь каждый чувствует по-своему, и в мире ещё много слов, которые сами просятся в стихи".

Есть поэты, которым стихи приходят в один миг: остаётся их только записать. У Павла другое отношение к творческому процессу. Рифма – не первостепенное, она приходит позже. Рифма, безусловно, важна. Но то, что подвигло на написание стихотворения – идея и образ, гораздо ценнее: они, возникнув в голове, должны вылиться в стихотворную форму и коснуться души читателя, позвать его за собой, как манит к себе море того, кто хотя бы раз окунался в его прохладные волны. Поэтому к написанию каждого стихотворения автор подходит взвешенно, работая над каждым словом, оттачивая стихотворения, подобно тому, как работает над самородком ювелир: до тех пор, пока не заиграет всеми гранями кристалл. Ну вот как, скажите, вы бы описали предпраздничный вечер перед Рождеством в кругу своей семьи? "Готовка, уборка, суета, ожидание праздника…", - что-то вроде этого? А у отца Павла этот вечер наполнен необычайным теплом и светом, а оттого кажется даже немного волшебным:

Свет разбредался по углам,

А мысли теплились и зрели,

Перебирая книжный хлам,

Покуда две свечи горели.

А за окном блуждала ночь,

Бросалась улица снежками,

И звёзды вышивала дочь –

Ещё несмелыми стежками.

На стёклах рисовал мороз,

Сын рисовал миры другие,

Миры, где не бывает слёз,

Где все предметы, как живые.

Жена, забросив пироги,

Оставив тихих звёзд свеченье,

Рябины запах и ирги,

Ушла, готовясь к причащенью.

В мои глаза смотрел эфир,

А я - смотрел ему навстречу,

И чувствовал, как лёгок мир,

Как радость мне легла на плечи.

Тогда был снег под Рождество –

Точь-в-точь, такой же, как сегодня,

И торопилось торжество –

На День Рождения Господне.

И в этом коротком стихотворении – размеренный быт обычной семьи, наполненный гармонией и спокойствием. Чувствуется, что в этом доме живут взаимопонимание и любовь.

Как и любой поэт во все времена, конечно же, Павел Миронец пишет стихи о любви к женщине, потому что любовь и есть то, на чём строятся отношения, на чём держится земля. И это высокие стихи, в которых женщина предстаёт неизъяснимой тайной, неким светочем, без которого нельзя прожить на свете. Гармония, чистота, радость – вот какие чувства наполняют сердце, когда оно открывается, чтобы впустить в себя прекрасные слова, воспевающие женскую красоту. Ну вот хотя бы вот это:

Я люблю Ваше имя и отчество,

Ваш осенний и грустный взгляд,

Светлый лик и рук одиночество,

И серьёзный вечерний наряд.

Я украдкой смотрю на Вас издали,

Мне кажется, что Вы сошли с небес,

Вы Ренуара вдохновляли искренне,

А, может, Вас писал Матисс.

Импрессионизма нежное пророчество,

И неизвестной кисти Ваш портрет,

Знакомое до боли имя-отчество,

А на ресницах медленный рассвет.

Не правда ли, красивые слова? Хочется вслед за автором увидеть этот чудесный портрет, чтобы понять, за что же так можно любить эту незнакомку? Что же в неё такого необыкновенного, что поэт смотрит на неё издали и украдкой? Или вот такое описание женщины:

Сама, как дар Всевышнего –

Из неземных кровей...

Скатилась спелой вишнею,

Чтоб жить среди людей.

Теперь слывёт счастливою,

Где красные леса

Гремучими извивами

Уходят в небеса.

Так же – в небеса – рвётся сердце, когда читаешь стихи отца Павла, который, кстати, в этом году стал членом российского Союза писателей. Литературное творчество – это небесный дар моего героя, требование его ищущей души. Когда-то он, выбрав служение Богу делом всей жизни, стал священником, точно так же – по зову сердца, по велению Божьему. И много лет приходят к нему прихожане, чтобы причаститься к святым Христовым таинствам, поделиться наболевшим, услышать слова утешения. Это человек, общение с которым приносит радость и успокоение. И сам отец Павел в общении со своей паствой и Богом находит отдохновение для души:

Вот храм опустел, разошлись прихожане,

Вот стало прохладней, но запах свечей

И ладана запах был крепче скрижалей,

И гуще, чем тысяча синих ночей.

Воркует Голубка в оконном проёме

И солнечный луч над её головой,

Пронзая решётку и сводов объёмы,

Завис, опираясь на воздуха слой.

В тиши догорают цветные лампады,

Я их не тушу, поправляю фитиль,

Как долго я шёл, сквозь густые ограды,

Встречая то бури, то заводей штиль.

Так тихо. Стою и топчусь у порога,

Не помню молитв я, смотрю на свечу,

И плачу в присутствии доброго Бога,

Пора б уходить, но уйти не хочу.

– разве это не исповедь священника? Разве не передаёт это стихотворение искреннюю любовь к Богу? И талант, коим он наделён, разве не дан ему свыше? Правда, отец Павел считает, что некоторые его стихи требуют шлифовки. Мне же они представляются совершенными, которые нельзя трогать, поэтому сегодня мы даём их без сокращений и выдержек – чтобы не потерять глубинного смысла. Это как диковинная хрупкая вещица, которую можно разрушить неосторожным движением. Кажется, что стихи его подобны тонкому ажурному изделию, в котором все петельки находятся именно в том месте, где это необходимо. Однако Павел Миронец готов работать для достижения совершенства, которое есть в его представлении. И в этом ему помогают его друзья – участники поэтического клуба "Диалог": Гульсара Туктарова, Людмила Липатова, Игорь Пресняков, Игорь Шведов, Елена Потапова. Периодически эти талантливые люди встречаются, обсуждают стихи, изучают основы стихосложения, спорят, отстаивают свое мнение и прислушиваются к мнению других. Это помогает находить новые темы, мотивы, рифмы и реализовывать свои творческие планы, решать которые легче с единомышленниками. Собираясь вместе, они могут разговаривать о поэзии, мечтать или обсуждать волнующие их темы. А они, эти темы, – разные, и их – тысячи! Как вы думаете, что может волновать священника, наделённого поэтическим талантом? Оказывается, очень много!

Меня волнуют очень сильно грозы.

Они, как всплеск или, как вспышки розы,

Как предвоенный сад, мутны как грёзы.

Негодованье гроз вполне серьёзно.

Надрывность в них, и море слёз, и цвет –

Который насыщает молний свет.

Меня волнуют глубиною тени.

Они, как хоровод и цепи звенья,

Их медленность из черепашьей лени.

В них образ откровенного забвенья,

В них призрачность и акварельный цвет.

Как воры, избегают яркий свет.

Меня волнуют дальние дороги.

Они, как параллели, рифмы, слоги,

Идут, самодостаточны, как боги –

Через войну, в твой плен, в твои остроги.

Обыкновенно натуральный цвет

Они предпочитают, солнца свет.

Волнует так же дождик и наряды

Осенних зорь, когда вершат обряды –

Ряды дерев, засыпав все ограды,

Аллеи, подоконники, фасады.

Всех привлекает листьев красный цвет,

И рефлексирующий снизу свет.

Вот как богата и разнообразна бывает палитра волнующих вопросов неравнодушного человека, наделённого пытливым умом и богатой душой. Человека, общаясь с которым, хочется становиться лучше и чище. Для отца Павла у автора пожелания незамысловаты и просты: новых творческих успехов, теперь в качестве члена Союза писателей. Пусть произведения, вышедшие из-под Вашего пера, радуют всех любителей поэзии, заставляя думать и мечтать.

Аида БОГДАЛОВА

Фото из личного архива П. Миронца

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=44858

Из-за многочисленного спама, которым поступает в комментариях - на сайте установлен новый компонент комментариев. Вы можете зарегистрироваться на сайте disqus.com или написать как гость.