Спецпроекты - Творчество земляков

Есть у Ю.Ю. Щербакова задумка организовать публичную экспозицию своих фотографий. Увы, тут голого энтузиазма мало, нужны средства, помещение (или несколько помещений), добрая воля многих должностных лиц и материальная поддержка спонсоров

… Юрий увлёкся фотографированием лет с 11-12 (сегодня ему 63). В наследство от дяди Евгения Ефимовича Юрию достался старенький фотоаппарат контактной печати под названием "Любитель", который отличался завидной простотой и надежностью. Для фотографий, изготовленных "Любителем", не требовался фотоувеличитель. Это обстоятельство в немалой степени привлекало юного фотографа, поскольку не вызывало раздражения родителей; в те годы оборудование подобного рода стоило недешево. Словом "Любитель", производящий фотографии размером 6х6 сантиметров, был той самой отправной "точкой", с которой началось творчество известного в Озинках фотографа Юрия Юрьевича Щербакова.

Впрочем, что до Ю.Ю. Щербакова, то он не привык считать искусство фотографии творчеством. Просто одно из хобби, их у него несколько. Творить – значит, создавать что-что совершенно новое по замыслу, нечто оригинальное, ранее никогда не бывалое, а он лишь фиксирует происходящие события. Позволим себе возразить: любое дело, ремесло является творчеством, если автор вложил туда частичку своей души, своего таланта. Нажимать на спусковую кнопку фотоаппарата сможет, конечно, всякий, а вот найти оптимальный ракурс, наивыгоднейшее положение, выбрать лучшее из отснятого дано далеко не каждому. Здесь необходим тонкий вкус, ощущение прекрасного, и, наверное, обостренная интуиция: вот это более важное, а то – менее. Получается, что из повседневной обыденности стараниями фотографа вдруг фиксируется что-то, что недоступно человеческому глазу в своей неуловимой стремительности. И на фотографии мы видим запечатленное мгновение, которое в реальной жизни через ничтожную долю секунды исчезло, кануло в вечность, чтобы никогда уже не возвратиться. Однако на пленке фотоаппарата оно осталось, причем осталось практически навсегда. Превращать очень короткое время в очень длинное – разве это не чудо? А где чудо, там и творчество, это как две стороны одной медали.

Но давайте вернемся к основной теме. С верным, безотказным "Любителем" Юрий почти не расставался, снимая родных и близких, друзей, одноклассников, товарищей по школе, досуговые, культурные или спортивные массовые мероприятия… Лишь служба в армии прервала любимое занятие. Зато после демобилизации увлечение вспыхнуло с ещё большей силой. К тому моменту у Юрия уже был фотоаппарат известной марки ФЭД, затем появился фотоаппарат "Зенит-Е"; к нему он приобрел один из самых лучших в ту пору фотообъективов "Гелиос". Понятно, это открывало дополнительные возможности совершенствования мастерства, прежде всего, с точки зрения более полного использования технических характеристик фотоаппаратов. Значительно улучшилось и качество фотографий. Дом, семья, работа (Юрий работал на железнодорожной станции Озинки специалистом по различным системам связи), юбилеи, свадьбы, праздники – мало что ускользало от зоркого, беспристрастного ока "Гелиоса".

… Однажды Юрий с напарником исправляли повреждение на маневровом тепловозе, барахлила радиостанция. Поломку успешно устранили и уже засобирались на "базу" как началась сильнейшая гроза. Чтобы не намокнуть, решили переждать её в рубке локомотива. На счастье, фотоаппарат и на этот раз оказался под рукой…

Почему же "на счастье"? – наверняка поинтересуется кто-то. Находясь под надежной крышей и наблюдая, как вокруг сверкают электрические разряды, Юрий неожиданно для себя самого подумал: а что если испробовать заснять молнию? Задача осложнялась скоротечностью явления и совсем крохотной вероятностью правильно определить место на небосводе, откуда она полыхнёт. Он наобум выбрал точку, а выдержку фотоаппарата установил минимальную, на полсекунды…

И молния была "поймана". Во всей своей сокрушительной мощи и первозданности, неистовстве и ярости. Люди, понимающие толк в этом деле, подтвердят: для фотографа огромная удача снять это уникальное природное явление. Мы могли бы присовокупить: не стихийная удача, не просто везение, а логичный результат труда, таланта и профессионализма.

Надо отметить: только и единственно фотографирование – не главная "фишка" Юрия Щербакова. Какой-то период он занимался изготовлением слайдов, попытался (к слову, весьма успешно) составлять фотомонтажи. К примеру, на одном таком смонтированном снимке Юрий стоит рядом тогдашним Президентом РФ Д.А. Медведевым. Или взять кошку, трепетно обнимающую лапой початую бутылку "сорокаградусной". В общем, и в указанных областях он демонстрирует яркое дарование, словно бы оправдывая расхожее мнение о том, что творческие способности даются в изобилии и многообразии.

Кстати, о кошках. Тема их поведения в тех или иных ситуациях занимает немалую нишу в фототворчестве Ю. Щербакова. У него есть снимок, запечатлевший кошку в полете при прыжке с гаража на сарай. Точнее, на трех этапах полета: при отрыве от поверхности, в воздухе и при мягкой "посадке". Выходит, он успел за кратчайший промежуток времени, пока длился кошкин прыжок, сделать три снимка? Почти "Очевидное-невероятное", хотя Юрий, показывая эти фотографии, загадочно улыбался. Может, здесь тоже что-нибудь из его затейливых фотографических ухищрений?

С появлением в нашей жизни цифровой фотоаппаратуры и всемогущей оргтехники, пленки, реактивы и прочие допотопные "фотопремудрости" отошли в прошлое. Теперь нужен лишь сам цифровик да принтер, чтобы распечатать заснятое. Без сомнения, очень удобно, и Юрий с удовольствием освоил новые способы фотографирования. Однако в процессе работы у него возникла проблема: каким образом поступить с накопившимся фотоархивом? Да-да, тем, что образовался из старых черно-белых фотографий, негативов? Оказалось, что сканер компьютера прекрасно воспринимает и то, и другое, более того, обрабатывает изображение, делает его четче и насыщенней. Следовательно, старые карточки как бы обретают новую жизнь, не только сохраняя в себе память о прошлом, но даже облагораживая, визуально улучшая то самое прошлое.

Впрочем, во всяком случае, фотобумага и пленочные негативы – глубокая архаика. Юрий Щербаков, отталкиваясь от данного соображения, наметил целью собранные за почти полвека фотоматериалы перевести, скажем так, в электронный вид. Что и говорить, труд колоссальный, причем абсолютно бескорыстный, основанный на чистом энтузиазме. Хотя по другому-то Ю. Щербаков никогда не поступал, раздавая свои фотографии бесплатно.

Так сколько же всего сделал фотографий Юрий Щербаков? В количественном исполнении? Тысячу штук, пять тысяч, двадцать? – Если честно, то не знаю, – отзывается Юрий Юрьевич, - но килограммов десять, я думаю, свободно наберется. И еще по меньшей мере столько же находится у тех, кому я их дарил. Мерить память на вес – тоже что-то новое и, стало быть, имеющее отношение к творчеству.

Есть у Ю.Ю. Щербакова задумка организовать публичную экспозицию своих фотографий. Увы, тут голого энтузиазма мало, нужны средства, помещение (или несколько помещений), добрая воля многих должностных лиц и материальная поддержка спонсоров. Хочется верить, что авторским произведениям нашего земляка откроется широкая дорога и они станут настоящим достоянием общественности.

С. СКЛЯР, фото Ю. ЩЕРБАКОВА

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=45661

Добавить комментарий