Спецпроекты - Творчество земляков

А. В. Водолагин – из тех, кому Создатель доверил нести немеркнущий свет своего духовно-нравственного многообразия. Пусть он, конечно, не так известен, как его выше названные коллеги по кисти, однако в узких кругах это имя хорошо знакомо.

Великими художниками Леонардо да Винчи и Карлом Брюлловым написана не одна знаменитая картина. Скажем, "Тайная вечеря", которая уже несколько веков служит объектом пристального внимания и паломничества многочисленных поклонников и любителей живописи, или "Последний день Помпеи", и сегодня продолжающая вызывать у посетителей музеев и вернисажей восхищение и ужас одновременно. Через столетия сила искусства, умноженная на потенциал яркого творческого дарования, будоражит ума и сердца людей. А ведь всего-то, кажется, льняное полотно да определенная палитра красок. В принципе, так оно и есть, не будь в художественных произведениях еще одного, но самого главного: высочайшего таланта. Того божественного животворного промысла, который не подвержен тлению, не исчерпаем временем и периодически повторяем в бесчисленных поколениях рода человеческого.

Представляется, Александр Викторович Водолагин – из тех, кому Создатель доверил нести немеркнущий свет своего духовно-нравственного многообразия. Пусть он, конечно, не так известен, как его выше названные коллеги по кисти, однако в узких кругах это имя хорошо знакомо. В Озинках тоже, поскольку он, во-первых, коренной житель наших краев, во-вторых, автор двух по-настоящему грандиозных, в масштабном отношении, "репродукций", упомянутых в начале шедевров изобразительного искусства. Обе они украшали (а, может, и до сих пор украшают) стены солдатской столовой при воинской части п. Сланцевый Рудник. И выполнены маслом прямо на древесно-стружечных плитах внутренней отделки. Первый раз попадая сюда, не только удивляешься непривычной обстановке (где ещё в солдатских столовых увидишь подобные панно), но и точности мастера, с которой воспроизведены даже мельчайшие детали: к примеру, выражения лиц Христа и его учеников - апостолов, гримасы боли и страха жителей города, спасающихся от извержения Везувия…

Итак, с чего же начинался Александр Водолагин как художник? Склонности к рисованию у него проявлялись с детских лет, однако их "огранка" произошла в достаточно зрелом возрасте. Двоюродный брат его матери оказался другом известного саратовского художника Виктора Митрофановича Разгоняева, у которого была своя художественная мастерская. Узнав, что Саша неплохо рисует, двоюродный дядя пообещал протекцию. Долго ли, коротко, Виктор Митрофанович, посмотрев рисунки, пригласил Александра позаниматься в мастерской. Около трёх лет обучался Александр у Разгоняева. И, хотя никакого диплома не получил, постиг многие секреты живописи. В Саратове писал пейзажи, натюрморты, которые, кстати, всегда находили спрос у покупателей. Натюрморты, в частности, охотно приобретали предприятия общественного питания. Затем судьба забросила А. Водолагина в г. Кузнецк Пензенской области, в школу иконописи.

Иконы создаются по строгим церковным канонам. От установленных правил и способов написания образа отступать не разрешается. Александра взяли на работу, предупредив, что в иконописной школе весьма требовательно относятся к качеству исполнения заказов.

В чём же заключалась основная суть работы? Если в двух словах: в реставрации старых икон и написании новых. Александр успешно справился. По мере освоения специальности секретов изготовления икон становилось всё меньше и меньше. Приглядевшись, руководство епархии, в чьем ведомстве находилась иконописная школа, доверило ему самостоятельно создавать образа. Начиная с подготовки доски и кончая составлением красок. Сегодня Александр может гордиться тем, что в действующих храмах России есть иконы, написанные его рукой. Следует отметить, техника написания икон сильно отличается от обыкновенной живописи (скажем, вместо масла тут применяется темпера), она гораздо сложнее. И тот, кто ею владеет, вправе считаться высококлассным мастером.

Интересно, что Александр своё умение писать иконы подчас использует и ныне. Не далее, как в феврале текущего года, выполнил индивидуальную просьбу на изготовление иконы, а при нашей встрече показал мне заготовку ещё одной. Это обрезок доски определенных размеров, покрытый специальным составом, в который входит желатин. С обратной стороны в доску врезаны клинообразные вставки; для жесткости, чтобы доску со временем не покоробило.

По-видимому, здесь необходимо обозначить и такой "нюанс". Работает Александр Водолагин не только кистью, но и рисовальным инструментом, называемым мастихином. Это нечто вроде гибкой, сужающейся к одному концу металлической лопаточки. Картины, выполненные мастихином, получаются рельефными, как бы трехмерными. В этом нетрудно убедиться, посетив второй этаж Озинского Историко-краеведческого музея. В актовом зале представлена целая галерея картин (это в основном цветы в различных горшках или вазах), соседствующих с полотнами-пейзажами давно ушедшего от нас известного озинского художника Г.А. Дудукина. На наш взгляд (конечно, неискушенных), по мастерству и качеству исполнения рисунки обоих художников почти не отличаются друг от друга: такие же яркие, насыщенные светом, добротой и талантом.

Там же, на втором этаже музея, предоставлены две большие, практически во всю стену картины. На одном полотне изображен целинный полевой стан с трактористами, отработавшими смену, на другом – группа солдат, "Василий Тёркин на привале". "Василия Тёркина" когда-то нарисовал тоже видный саратовский живописец В. Фомичёв, наставник и учитель того самого Разгоняева, у которого проходил учёбу Александр Водолагин. Складывается своеобразная "династия", преемственность поколений, и мы рады, что наш земляк имеет отношение к славной плеяде выдающихся деятелей изобразительного творчества.

В канун 70-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Александр Водолагин написал маслом портрет полководца, генерала армии Ивана Ивановича Масленникова, уроженца озинской земли. Не надо быть профессионалом, чтобы оценить фактуру изображения. Даже с чисто обывательской точки зрения портрет один в один схож с оригиналом – фотографией.

Собственно, Александр проявил себя незаурядным умельцем и в иных сферах. Часть музейных экспонатов, к примеру, старинная пушка, занимает достойное место среди выставленных на всеобщее обозрение предметов. Пушка сделана практически из ничего: самую малость бумаги, чуть-чуть картона, два-три кусочка дерева… А по внешнему виду почти как настоящая, хоть ядро заряжай.

Примечательно, что Александр Водолагин не получил специального образования. Он, попросту говоря, самоучка, природный самородок. Впрочем, навряд ли Карл Брюллов и Леонардо да Винчи тоже обучались искусству живописи в вузах или колледжах. Способность творить – это, как ни крути, дар небес. Руками творческих людей наш мир преображается в соответствии с высшими законами и правилами.

С. СКЛЯР

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=46112

Из-за многочисленного спама, которым поступает в комментариях - на сайте установлен новый компонент комментариев. Вы можете зарегистрироваться на сайте disqus.com или написать как гость.