Общество - Патр. воспитание

72 года со дня снятия блокады Ленинграда.

Заснуть сегодня получилось не сразу… Ложась в тёплую чистую постель, я представлял, как 72 года назад в холодных каменных домах мёрзли и молили о Победе мои ровесники. Об этом нам рассказал наш воспитатель, Мерген Жалмуканович Сапарбаев, в беседе "Блокада Ленинграда", посвящённой Дню освобождения Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков.

Мероприятие получилось эмоционально напряжённым: перед нашими глазами прошли кадры кинохроники, на которых было видно, как нелегко далась блокада города Ленинграда людям, жившим в нём. Страшно представить, что увиденное нами было когда-то на самом деле. Но это именно так. Взяв в плотное кольцо весь город, враги не давали ленинградцам шансов на спасение. Из рассказа Миргенгали Жалмукановича мы узнали, что даже дети нашего возраста помогали взрослым защищать свой город: тушили зажигательные бомбы, дежуря на чердаках, когда вражеские самолёты совершали налёты.

А выставка рисунков "Была война", организованная воспитателем Анной Александровной Юдиной, отразила нынешнее видение войны нашими ребятами. Конечно, дети, не знавшие войны воочию, и её рисуют в ярких тонах и красках. Наверное, детское восприятие мира и должно быть таким. А вот Таня Савичева писала не столь радужные сообщения в свою записную книжку. Измученная голодом, сама того не ведая, передав всю боль и ужас трагедии ребёнка осадного города, стала летописцем тех трагических дней, войдя в историю страны навсегда. Мне так и представляется, как её тоненькие пальчики, которые она пытается согреть своим дыханием, выводят: "Осталась одна Таня…" А вскоре и её не стало. Организм, которому длительное время не хватало питания, просто не смог справиться с истощением, процесс стал необратимым… И таких детей было немало. Очень запали мне в душу стихи Юрия Воронова "В школе":

Девчонка руки протянула, головой – на край стола.

Сначала думали – уснула, а оказалось: умерла.

Ее из школы на носилках домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки то исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова занятья – после похорон.

Мужчины не должны плакать. Это мы слышим с самого детства и всегда стараемся сдерживать слёзы. Но в этот день мы плакали: слёзы непроизвольно наворачивались на глаза, когда мы слушали о том, что 1000000 человек умерли голодной смертью, что их, умирающих, поддерживало несмолкаемое радио, из динамиков которого звучали патриотические песни и стихи. Об одном авторе, ставшем для ленинградцев настоящим другом, Ольге Берггольц мы узнали много нового. Слушали её стихи, затаив дыхание. И, представляя себя на месте замерзающих людей в застывших и тёмных блокадных домах, верили, что силу духа советского народа невозможно сломить.

Мне кажется, каждый, кто был в те страшные годы в Ленинграде, достоин поклонения и восхищения. И медали "За оборону Ленинграда", которые получили 1500000 ленинградцев, в том числе 15249 детей, заслужены и выстраданы ими.

Много цифр, характеризующих жизнь блокадного города, прозвучало в рассказе нашего воспитателя. Но больше всего меня поразила одна: 125 грамм. Всё, что могли позволить себе ленинградцы из еды – это 125 граммов пайкового хлеба… Только за два месяца блокады – январь и февраль 1942 года 200000 ленинградцев умерло от голода… Удивительно, но человек привыкает ко всему – вглядываясь в лица прохожих на кадрах кинохроники, я не увидел страдания, горя, боли от потери близких людей. В глазах их – равнодушие и смирение. Вокруг бредут полутени – полулюди, а мимо них везут завернутых в простынь покойников, чтобы просто сбросить их в общую яму, которую только к весне присыплют землёй… Жутко видеть, с каким равнодушием мимо брошенных на улице трупов идут живые. А может быть, это не равнодушие? И у них, еле волочащих ноги, просто нет сил, чтобы убрать человека с того места, где застала его смерть?

В течение дня я пытался отвлечься мыслями от этой темы. Но она настолько растревожила душу, что то и дело вставали перед глазами картины из того времени. Мне показалось, что и мальчишки задумались над тем, что узнали из этой познавательной беседы. Мы почувствовали уважение к ленинградцам. Захотелось узнать о блокаде больше – думаю, в нашей библиотеке есть книги, которые помогут испытать гордость за свою историю, героический народ, вынесший на своих плечах горе и лишения. Я думаю, такие мероприятия помогают нам становиться патриотами, развивать мышление и познавательную активность. Пытался заснуть, но в голове стучит и стучит ленинградский метроном, отсчитывая минуты. И пусть с тех страшных пор прошло уже семьдесят два года, мы не можем забывать о подвиге народном. Потому что такое забыть невозможно.

Арман БИГАЛИЕВ, воспитанник семьи "Ритм" Центра ППМС п. Модин

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=57548

Из-за многочисленного спама, которым поступает в комментариях - на сайте установлен новый компонент комментариев. Вы можете зарегистрироваться на сайте disqus.com или написать как гость.