Здоровье - Наши спортсмены

Гамбит – шахматный термин. Это такое начало шахматной партии, когда один из игроков, намеренно жертвуя противнику пешку или даже какую-либо фигуру, добивается активной позиции и ускоренного развития запланированной комбинации.

Итальянцы говорят: "dare il gambetto", что означает "дать подножку". В самом деле, для кого-то гамбит и впрямь является "подножкой", повергающей в прах и ведущей к полному разгрому.

Давным-давно, едва ли не полвека назад, многие мальчишки и девчонки, едва заканчивались уроки в школе, спешили отнюдь не домой. Они гурьбой торопились в Дом пионеров. Старенький, бревенчатый, обмазанный глиной пополам с соломой, он располагался примерно там, где сейчас находится магазин "Медок". В Доме пионеров можно было не только выучить уроки, но и самым полезным и интересным образом заполнить свободное время. Работала масса разнообразных кружков, но подавляющее большинство пацанов предпочитало посещать шахматный клуб под названием "Гамбит", которым руководила педагог Таисия Михайловна Логашкина.

Низенького росточка, полненькая, очень энергичная Таисия Михайловна была настоящим энтузиастом шахмат. Вновь поступающих она аккуратно записывала в журнал и сразу же задавала задание: вот, возьми учебники по шахматам и к следующему занятию выучишь наизусть классический вариант шахматной партии. Скажем, начало двух коней, защиту Каро-Канн или Cицилианскую защиту. Новичок, как правило, падал духом: ну вот, опять уроки! Пришёл вроде отдохнуть, пошалить, а тут снова почти школьная дисциплина. Понятно, такую нагрузку выдерживали не все, зато те, кто проходил испытание, надолго прикипали душой к шахматам.

Наверное, было в атмосфере того "Гамбита" что-то такое, что притягивало ребятню и заставляло аккуратно являться на занятия Таисии Михайловны. Может быть, её создавали древние столы под зеленым вытертым сукном, несколько больших настенных шахматных досок с белыми и черными шахматными фигурами на магнитах, стопки литературы по теории шахмат или особый, отчасти даже таинственный запах в помещении клуба. Впечатляла и царящая на занятиях тишина: Таисия Михайловна терпеть не могла лишнего шума, каждый раз повторяя, что шахматы не любят много болтать.

Свои уроки она всегда открывала перекличкой. Точно так же, как и на школьных уроках, она поднимала кого-нибудь и приглашала к настоящей школьной доске, висевшей в одном из углов. "Давай-ка, напиши мне по двадцать ходов (с той и с другой стороны) партии Корчной-Таль. Ставила в журнал настоящие оценки, и двоечников, лентяев не переносила, высказывая порой своё к ним отношение в достаточно категоричной форме.

Но вот наступала очередь практики. Разбивая нас по парам, Таисия Михайловна инструктировала: не забывайте главные правила шахмат. Прежде чем сделать ход – хорошенько подумай, попробуй просчитать заранее ответ противника. Если тронул фигуру – ходи! Короля ставить под удар запрещается. Конечно, рассказывала она и о том, как надо полученные теоретические знания применять в реальных шахматных схватках, какие в шахматах есть нюансы, подвохи, неожиданные, не совсем приятные для соперника "сюрпризы", что такое, скажем, "двойной шах", "двойной удар", "мельница", "битое поле" и т.п.

Но вот сражение начиналось. Таисия Михайловна на первых минутах безучастно следила за ходом игры, не вмешиваясь в её процесс. Вдруг, когда кто-то из нас делал неверный, на её взгляд, ход, упускал реальную возможность выдвинуться вперед, она словно бы встряхивалась. "Послушай, ты куда смотришь? У тебя же тут прекрасный шанс "съесть" у него несколько фигур, а ты "ворон" ловишь!" При этом Таисия Михайловна не на шутку гневалась, щеки её густо пунцовели и она частенько давала волю эмоциям. Особенно, если попадался упрямец, ни за что не желавший признать её несомненную правоту и явную собственную оплошность, допущенную в игре. Таисия Михайловна настолько глубоко воспринимала складывающуюся на черно-белом поле ситуацию, что иногда даже плакала, не в силах переубедить кого-то из нас в своем очевидно бесспорном образе мыслей. И кое-кто из нас, несмотря на детскую беспечность и ветер в голове, порой совершенно необузданное мальчишеское озорство, жалел её, гладил по плечам и как мог успокаивал. Необходимо отметить, что Таисия Михайловна никогда не сердилась долго, остывала, чтобы на следующий раз повторить всё заново. Как бы там ни было, пусть и такими, не совсем, быть может, воспитательно-педагогическими методами, она добивалась искомого результата. Мы умнели, набирались опыта, пробовали приобретенные навыки не только в поединках между собой, но и с тренером (т.е. с самой Таисией Михайловной).

Мечтой каждого юного шахматиста тогда был квалификационный разряд. Чтобы его завоевать, хотя бы третий, требовалось пройти через целый ряд испытаний. Его присваивали не за "красивые глаза", а за реальные заслуги, и процедура присвоения принадлежала областной шахматной ассоциации. Претендентам на разряд надо было показать себя на зональных или областных соревнованиях, где их умение оценивало строгое, весьма компетентное жюри, состоявшее из выдающихся шахматистов, порой даже гроссмейстеров.

Здесь нужна небольшая ремарка. Вместе с нами, пацанами и девчонками 10-12 лет от роду, "Гамбит" охотно посещали и взрослые, по возрасту годившиеся нам в отцы. Многие из них уже обладали теми или иными шахматными титулами, и мы, сидя за одним столом, смотрели на "дядей" с изумлением и восторгом.

Теперь давайте вернемся к предшествующему абзацу. Соревнования проходили в областном центре или где-нибудь ещё, стало быть, туда надо ехать! Не поедешь – не заявишь о себе, да где взять транспорт? Так ладно бы только транспорт, а то ведь есть и масса дополнительных расходов: надо где-то жить, питаться, словом, поездка и все последующие меры требовали значительных затрат, а кто согласится финансировать затею, не сулящую никаких особых выгод?

"Выбивать" деньги и материальные средства приходилось Таисии Михайловне. Уж в какие районные кабинеты она стучалась, чьи высокие пороги оббивала, мы, по своей младости, конечно, не знали. Однако, сколь ни странно это сейчас звучит, Таисия Михайловна умела добиваться своего, и сборная команда Озинок регулярно принимала участие в шахматных турнирах областного уровня.

Убежден, и сегодня на тех или иных шахматных площадках г. Саратова есть фотографии Алексея Сафроновича Курипко, Валентина Павловича Осипова, Николая Васильевича Киреева, Александра Михайловича Ниточкина, Александра Константиновича Галахова, Анатолия Ивановича Антонова, Виктора Владимировича Антонова, Николая Максимовича Лютенко… Это были не просто любители шахмат, а настоящие профессионалы. Многие из названных выше становились в своё время чемпионами района, это, согласно шахматным правилам, шахматист второго разряда. А.С. Курипко имел первый разряд по шахматам.

Однако нельзя не отметить незаурядных шахматистов более молодых поколений, выросших под "крылом" Т.М. Логашкиной. В череде наиболее заметных фигур в шахматном мире Озинского района появились Александр Антонов, Алексей Белокуров, Раян Нурлубаев (двое последних встречались даже с известным саратовским гроссмейстером Крогиусом), Алексей Седов. Впоследствии А. Антонов получил звание мастера спорта по шахматам, А. Белокуров стал чемпионом Озинского района, а А. Седов и ещё трое озинских ребят – перворазрядниками.

Увы, после того, как Т.М. Логашкина ушла, шахматное движение у нас существенно ослабло. Вместо клуба "Гамбит" какое-то время действовал клуб "Белая ладья", его возглавлял Анатолий Иванович Антонов. В 80-х годах прошлого столетия в районном Доме культуры работу с юными шахматистами проводил Александр Иванович Ведерников (он же вёл шахматный кружок в средней школе №1 р.п. Озинки), однако прежнего размаха в развитии шахмат всё равно достичь не удавалось. Получилось, что несколько десятилетий подряд авторитет, подвижничество, энтузиазм Т.М. Логашкиной не находили должной поддержки и продолжения, и преемственность поколений степных шахматистов постепенно утрачивалась. Группа озинских любителей шахмат решила исправить досадное упущение.

В начале 2016 года единодушным мнением членов учредительного собрания было решено возродить добрые шахматные традиции района и создать новый шахматный клуб (с "прицелом" позже на его основе организовать общественное объединение), присвоив ему прежнее прославленное название - "Гамбит". Выбрали председателя клуба (А.И. Ведерникова) и членов Совета клуба (С.В. Скляра и Е.А. Хиврича). На этом же собрании утвердили Устав клуба и разработали план мероприятий на текущий календарный год.

За минувший период были проведены шахматные соревнования, посвященные различным знаменательным датам. Сегодня в клубе "Гамбит" состоит около двадцати человек, причем возраст участников самый разный. Есть восьмилетние мальчишки-школьники, а есть и маститые, убеленные сединами ветераны. Огромным уважением и почетом пользуется среди коллег наиболее опытный член клуба "Гамбит" - Владимир Михайлович Заграничнов, которому уже исполнилось 79 лет.

Спросите у любого, кто любит шахматы: что для него эта игра? Обыкновенный способ интересно провести досуг? Наверняка большинство из нас ответит: не только. Шахматы – это своеобразная философия, огромный мир. Шахматы учат человека благородству, способности не ждать, а добиваться победы, они воспитывают в нем такие необходимые качества, как дальновидность, целеустремленность, умение сосредоточиться на главном, гибкость ума, воображение. Шахматы укрепляют память, активизируют положительные эмоции. Наконец, они просто не позволяют человеку бесплодно шататься в поисках сомнительных приключений, отвлекают от вредоносного влияния улицы, приобщают его к здоровому образу жизни.

Следовательно, шахматы как бы первая ступенька к формированию настоящей личности, "трамплин" для Патриота и Гражданина. Играйте в шахматы, и вам откроются новые горизонты, широкие и светлые перспективы.

С. СКЛЯР

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=72551

Из-за многочисленного спама, которым поступает в комментариях - на сайте установлен новый компонент комментариев. Вы можете зарегистрироваться на сайте disqus.com или написать как гость.