Образование - Школа

Форпост – военный термин, означающий укреплённый пункт передней линии обороны. В более широком понятии – опора чего-либо, устой.

С этой точки зрения деревенская школа является одним из важнейших социальных форпостов, обеспечивающих жизнедеятельность и существование сельского поселения.

Недавние метели и снегопады едва не создали в муниципалитетах кризисную ситуацию. Ленинское МО, включая с. Старые Озинки и близлежащие посёлки, тоже подверглось атаке стихии. Прежде всего, последствия непогоды отразились на пропускной способности автодорог. Что, в свою очередь, повлияло на режим доставки школьников к месту учёбы и обратно. Пусть их из п. Ленинский только десять человек, вроде не так уж и много, но для школы, где всего-то навсего 63 учащихся, это стало достаточно заметным. Вот о чём, в двух словах, рассказала мне при знакомстве директор МОУ "СОШ с. Старые Озинки" А.В. Савинкова. А ещё Антонина Викторовна посетовала, что некоторые родители приезжающих учеников, хотя нынче сообщение и наладилось, до сих пор не отпускают детей в школу. Она была вынуждена даже провести родительское собрание по данному вопросу. Ведь школьную программу никто не отменял, дети должны получать знания, несмотря на капризы зимнего климата.

Трель звонка на несколько секунд прервала нашу беседу, зато положила начало очередной школьной перемене. Пустующие школьные коридоры сразу наполнились гомоном, стуком шагов, движением… Прикрыв дверь, Антонина Викторовна продолжила рассказ.

- Школа у нас, как вы знаете, считается средней, но вот уже второй год нет 10-х и 11-х классов. Точнее в прошлом году отсутствовал 10-класс, а 11-й был, а сегодня ни того, ни другого. Подавляющее большинство ребят постарше, закончив 9-й класс, предпочитают идти учиться дальше; или в Озинский лицей, или в профессиональные учебные заведения г. Саратова. Причины самые разные, кому-то, к примеру, не нравится обязательная сдача единого государственного экзамена (ЕГЭ). В общем, демографическая обстановка оставляет желать лучшего, село стареет, что, разумеется, значительно влияет на количественный состав учащихся.

В доказательство моя собеседница озвучила следующие цифры. В первый класс нового учебного 2018-2019 года пришло лишь 6 ребятишек. В других начальных классах – от 8 до 10 детей. В основном звене, т.е. в 5-х-9-х классах численность учеников колеблется от 4 до 6 человек.

А что же преподавательский коллектив? Средний возраст здешних педагогов, по сообщению А.В. Савинковой, составляет 45-46 лет. Есть, конечно, молодые учителя. Так, недавно приняли на работу Татьяну Константиновну Голобородкину, она преподаёт математику. В начальных классах разумное, доброе, вечное распространяют молодые же специалисты Эльмира Нигматуллаевна Назикенова и Риза Жаслановна Турешева. К молодым преподавателям можно отнести и Александра Михайловича Макшанцева, который обучает ребят основам безопасной жизнедеятельности (ОБЖ) и азам информатики (он же ведёт военно-патриотический кружок под названием "Форпост").

Однако было бы несправедливо упоминать только про молодые кадры. Молодость должна опираться на опыт и профессионализм, тогда будет достигнут максимальный результат. Уж чего-чего, а этих качеств не занимать преподавателю русского языка и литературы Людмиле Николаевне Ширялкиной, заместителю директора по учебно-воспитательной работе, преподавателю географии и биологии Надежде Алексеевне Степанцовой, учителю английского языка Екатерине Семёновне Семаниной, да, впрочем, и самой Антонине Викторовне Савинковой. Трудовой педагогический стаж её составляет 36 лет, она носит звание "Почётный работник общего образования" (такое же звание у Н.А. Степанцовой). В настоящее время в МОУ "СОШ с. Старые Озинки" нет ни одной вакансии учителей-"предметников", что, безусловно, следует отнести к положительным моментам.

Я поинтересовался у А.В. Савинковой об отличниках учёбы, о выпускниках, поступивших после школы в вузы Саратовской и других областей. В числе учеников, у которых большинство оценок составляют "пятёрки", она назвала Ж. Камарову. Что касается нынешних студентов высших учебных заведений, прозвучала фамилия Карины Мукашевой, осваивающей азы будущей специальности на I-ом курсе Саратовского государственного технического университета, а также курсантов военного училища К. Сагалеева, Д. Таратынова, В. Пархоменко. Наверное, вовсе нелишне здесь упомянуть и про уроженца с. Старые Озинки В.Б. Нарушева, который сейчас преподает в СГАУ имени Н.И. Вавилова, имеет высокую учёную степень. То есть, школа давала и даёт уровень знаний, необходимый для дальнейшего достижения "сияющих вершин" наук, формировала и формирует личность человека, способного преодолевать трудности, идти вперёд, развиваться и совершенствоваться.

Вновь прозвенел звонок, и вновь школьные аудитории вобрали в себя неугомонных обитателей. Мы прошлись вместе с директором по смолкнувшим этажам, побывали в школьной столовой, спортзале, осмотрели многочисленные стенды, посвященные самой разнообразной тематике. И мне вдруг подумалось: да, сегодня очень сложный период, да, село пока развивается медленнее, чем хотелось бы, да, мы в процессе реформирования отступили на несколько шагов назад. И, тем не менее, если в деревне сохранилась школа, если есть энтузиасты, любящие своё дело, есть те, кто благодарно "впитывает" их мудрость и мастерство и потом плодотворно использует этот потенциал, то мы рано или поздно "обречены" на восстановление: таковы законы диалектики. Школа – форпост деревни, цитадель надежды и перспективы.

Текст и фото С. СКЛЯРА

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=232088

Из-за многочисленного спама, которым поступает в комментариях - на сайте установлен новый компонент комментариев. Вы можете зарегистрироваться на сайте disqus.com или написать как гость.