Общество - Родной край

На рубеже 1954-го и 1955-го годов сыграли свадьбу недавно демобилизовавшийся солдат и молодая телятница такого же молодого совхоза "Пигаревский". И вот уже почти шестьдесят лет вместе Николай Касьянович и Валентина Васильевна Васильевы.

На рубеже 1954-го и 1955-го годов сыграли свадьбу недавно демобилизовавшийся солдат и молодая телятница такого же молодого совхоза "Пигаревский". И вот уже почти шестьдесят лет вместе Николай Касьянович и Валентина Васильевна Васильевы.

…Тогда, в начале 50-х, одно из подразделений военных строителей перебросили из Молдавии в озинские степи. Так и оказался орловчанин Николай Васильев в необозримых, прокаленных солнцем заволжских краях. Часть батальона, в котором он служил, возводила в "Пигаревском" машинно-тракторную мастерскую, а другая, большая, ставила первые фундаменты жилых и производственных объектов совершенно нового целинного совхоза "Комсомольский".

В пятьдесят четвёртом срок службы Николая заканчивался. Но не успел он сменить форменный китель на гражданскую одежду, как увольнявшихся из армии солдат стали уговаривать остаться. Целине остро не хватало рабочих рук, тем более, опытных и умелых. Поразмыслив над предложением поработать в "Пигаревском", Николай решил не спешить домой. Принятому решению немало способствовало знакомство с ясноглазой местной красавицей, которую звали Валей, Валюшей.

В пору освоения целинных и залежных земель не было на деревне специалиста ценнее механизатора. Николай быстро "подружился" с трактором. Сначала его верным помощником стал колесный СТЗ, потом гусеничный НАТИ. Тут-то и свела его судьба с тем, кого пигаревские мужики без затей величали Костей Полудой.

Интересное прозвище, согласитесь. А шло оно вот от чего. Видя его владельца и носителя едущим по каким-то своим делам, товарищи бесхитростно спрашивали: дескать, куда и зачем, Костя, едешь? Костя неизменно отвечал одним и тем же: лудить "нижники". "Нижниками" в просторечии назывались шатунные вкладыши трактора НАТИ, которые по мере эксплуатации изнашивались и их восстанавливали с помощью наплавки, лужения. Так и прилипло: Полуда. А принадлежало оно легендарному Константину Тарбаеву – бывшему бойцу советской партизанской бригады "За Родину", действовавшей в годы Великой Отечественной войны в лесах Бельгии, в глубоком вражеском тылу. Первым наставником Николая был Семен Иванович Мыльников, руководивший бригадой №3 сельхозпредприятия.

Всего около 40 лет полировал загрубевшими ладонями рычаги тракторов Николай Касьянович Васильев. Работал на совесть, за что начальство в лице директора совхоза Н.С. Свиридова его неоднократно поощряло.

Подрастали в семье дети – Виктор и Татьяна. Виктор впоследствии выбрал профессию военного (сегодня он полковник в отставке), Татьяна и по сей день работает в одной из организаций газового комплекса.

Жизнь не стоит на месте. "Оперилось" и уверенно зашагало вперёд последующее поколение Васильевых – внуки Максим, Наталья, Сергей и Надежда. Которые, в свою очередь, уже тоже стали родителями и подарили Николаю Касьяновичу и Валентине Васильевне семерых правнуков: Евгения, Кирилла, Дарью, Вячеслава, Александра, Полину и Григория. Валентина Васильевна тут же призналась "по секрету": среди плеяды правнуков скоро ожидается прибавление, будет ещё двое. Умножается и крепнет большая дружная семья на благодатной почве доброты, любви и душевного тепла, на которые никогда не скупились её родоначальники.

Понятно, возраст у обоих солидный, к примеру, Николаю Касьяновичу пошел уже 84-й. Однако, несмотря на груз прожитых лет, главе семьи обязательно нужно чем-то заниматься по хозяйству. С прежнего места жительства, из Пигарей (нынче Васильевы проживают в п. "Ветеран") он не преминул взять с собой часть кое-каких инструментов, в том числе, косу-литовку. При надобности отбивает её, как положено, молотком, оттачивает оселком до остроты бритвы и выкашивает вокруг дома сорную траву, "прихватывая" заодно участки соседей. Валентина Васильевна тоже без дела не сидит: покупки, платежи и пр. – это её "епархия".

Говорят, чтобы лучше узнать реку, надо пройти её всю до истоков. Слушая Николая Касьяновича, убеждаешься, что это чистая правда. Он узнал жизнь – реку как, может быть, никто другой. В детстве – оккупация, голод, концлагерь, рабский труд на помещика. Юность и зрелость – работа, семья, дети, дни, наполненные заботами и самоотдачей. В период, убеленный сединами, - применение накопленной мудрости и огромного опыта ради близких, ради тех, кто принимает жизненную эстафету из рук старших. Глубока и многоводна эта река, и каждая её крохотная капелька – духовное богатство человека.

С. СКЛЯР

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=7884

Из-за многочисленного спама, которым поступает в комментариях - на сайте установлен новый компонент комментариев. Вы можете зарегистрироваться на сайте disqus.com или написать как гость.