"Искусство навевать прохладу"
- Автор: Виктор М.
- Материал обновлен. Актуальная дата материала:
Опубликовано: 07 февраля 2015
6 февраля в 17 часов в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75) состоится открытие выставки "Искусство навевать прохладу". Веера из собрания Государственного музея А.С. Пушкина (Москва)
В экспозиции – восемьдесят вееров от середины XVIII до первых десятилетий XX века, среди которых есть выдающиеся, эталонные памятники разных периодов и направлений. Веера показаны как произведения декоративно-прикладного искусства, в создании которых участвовали даровитые художники, виртуозные резчики, лучшие декораторы своего времени. Галантные аксессуары помещены в живописный и литературный контекст. Иллюстрации из модных журналов и жанровые зарисовки XVIII-XIX веков, хроника светской жизни, отрывки из литературных произведений служат важным аккомпанементом для понимания исключительной роли этого атрибута в светской жизни, общественном устройстве, этикете, во время праздника и в банальной повседневности. “Привязанность к вееру дошла до того, что теперь совершенно невозможно обойтись без него: веер нужен во всякое время…” – сообщалось в № 20 периодического издания “Мода. Журнал для светских людей” 1853 года.
Нам удалось собрать и представить на суд публики произведения почти двух сотен лет, самые ранние из которых относятся к середине XVIII столетия – времени безусловного расцвета веерного искусства.
Веер – сложное, многосоставное произведение – плод труда не только художников и граверов, но и резчиков, позолотчиков, вышивальщиц, кружевниц, монтировщиков и многих еще специалистов. Немецкая исследовательница Кристл Каммерль посчитала, что в создании одного веера могло быть задействовано до двадцати четырех человек. Многие веера на нашей выставке демонстрируют подлинно высокое мастерство, богатую фантазию и изощренную изобретательность их создателей.
Представлены веера различных типов, видов, форм: складные веера, огромные и миниатюрные перьевые веера, круглые веера из черепахи и слоновой кости с экраном в форме медальона – называющиеся кокарда, веера пальметт с экраном из отдельных шелковых листьев, каждый из которых автономно прикреплен к пластине и даже трансформирующийся веер-зонт.
Количественный состав вееров примерно соответствует периодам расцвета и потокам производства этих изделий. Волны увлечения этими галантными аксессуарами то затихали, как в годы французской революции и последующего за ними Наполеоновского правления, то нарастали, как в XVIII, большей части XIX и начале XX столетий. К примеру, в 1909 году обозреватель журнала “Дамский мир” писал: “Прежде хорошенькая женщина имела 2-3 веера, теперь 20, 30! Надо иметь один или два богатых веера для больших приемов или балов, а для более простых собраний – несколько простых, но изящных, подходящих к туалету”.
Главное желание кураторов – представить веер как сложное произведение искусства, полноценный образ которого можно понять, только погрузившись в эстетику и стиль времени, поняв художественные и технические особенности изготовления, вкусы мастеров и модниц, веяния моды. Автор небольшого очерка о быстротечности и непостоянстве моды в журнале “Молва” 1831 года писал: “Таково могущество моды, что она всякой вещи и всякому обыкновению, даже в существе своем нелепому, придает в глазах наших прелесть и изящество. Хорошо, по крайней мере, что она ослепляет нас только на мгновение и, выставив напоказ какой-нибудь новый предмет обольщения, сама же торопится унизить старый и покрыть его забвением”.
Веяния моды сказывались и на сочетании веера с женским платьем. Увидеть согласие аксессуара и костюма стало возможным благодаря дружескому участию в выставке известного историка моды, увлеченного коллекционера Александра Васильева, предоставившего платья из своего собрания.
Выставка работает с 7 февраля по 22 марта 2015 года.
Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=36437