• Виктор

Непрозрачное страхование

Материал обновлен. Актуальная дата материала:

Опубликовано: 14 мая 2015

  • Заволжская нива

ЭкономикаУслуги

Подведены итоги независимого мониторинга защиты прав потребителей на рынке страховых услуг

Результаты мониторинга свидетельствуют о недостаточном информировании потребителей о стоимости и особенностях услуг, предлагаемых страховыми компаниями и банками.

Как отметил Андрей Бокарев, директор Проекта Минфина России “Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации”, директор Департамента международных финансовых отношений Минфина России, – “Необходимо, чтобы все заинтересованные стороны – законодатели, регуляторы и участники рынка – обратили внимание на предложенные в исследовании рекомендации и предприняли шаги по улучшению ситуации. Наш Проект, в свою очередь, будет продолжать работу по повышению уровня финансовой грамотности населения, что поможет людям лучше разбираться в финансовых услугах и предъявлять более высокие требования к их качеству”.

С презентацией итогов мониторинга выступил Председатель Правления КонфОП Дмитрий Янин. “К сожалению, можно констатировать, что страховой рынок в нынешней ситуации не вызывает доверия у потребителя. Страховые компании не готовы прозрачно и понятно объяснять людям все существенные условия договора страхования”, – заявил Дмитрий Янин. “В связи с этим, государству необходимо направить усилия на повышение прозрачности предоставляемых услуг, способствовать стандартизации типовых видов страхования. Это позволит давать понятные разъяснения по каждому из пунктов представленной информации с учетом различного уровня финансовой грамотности потребителей”.

В качестве объектов исследования были выбраны 25 ведущих финансовых организаций, предоставляющих страховые услуги в 10 регионах России. Основной фокус исследования был направлен на изучение качества услуг в сфере автострахования, добровольного страхования имущества, а также страхования жизни и здоровья заемщиков. Методология исследования включала анализ информационных материалов на Интернет-ресурсах финансовых организаций и оценку качества предоставляемых услуг по методу “тайного покупателя”.

По итогам исследования было выявлено 4 основных типа проблем, которые возникают в процессе взаимодействия потребителей и финансовых организаций.

В первую очередь, это отсутствие необходимой и достоверной информации на веб-сайтах исследуемых организаций. Так, ни один из исследуемых онлайн-ресурсов не содержит типовой формы договора и не приводит возможных вариантов урегулирования споров. Лишь в 4% случаев потребитель может узнать об исключениях, т.е. убытках или расходах, не подлежащих возмещению при наступлении страхового случая. Только половина организаций от совокупной выборки имеют на сайте калькулятор расчета стоимости полиса, а детальная информация о страховых рисках приводится в неявном виде, включая использование мелкого шрифта, наличие приложений и многостраничных правил.

Другой значительной проблемой является неадекватное изложение условий страхования в сводах правил, разрабатываемых страховщиком. Результаты исследования свидетельствуют, что лишь 1 организация из 25 приводит в правилах четкое и последовательное изложение условий, не вызывающих проблем в понимании. В остальных случаях правила страхования представляют собой многостраничный документ, в котором значимые для потребителя параметры могут находиться в различных частях документа, либо могут быть изложены в некорректной форме.

К третьему типу проблем относится навязывание страховых услуг путем предложения “коробочных решений”, суть которых разъясняется потребителю неудовлетворительно. В случае оформления ипотечного кредита банки навязывают “свою” компанию, в которой производится страхование клиента, что ограничивает право выбора финансовой организации. Распространенным явлением при оформлении полиса автострахования КАСКО является навязывание франшизы. Почти четверть (24%) исследуемых организаций не предоставляет уточнений при выборе франшизы. Зачастую данная услуга включается в договор без ведома потребителя.

“Исследование показывает, что страховое сообщество не предпринимает достаточных усилий для установления цивилизованных отношений в этом сегменте. Потребитель не получает в полном объеме информацию, которая требуется ему для принятия решения о выборе страховой услуги. Более того, он часто становится заложником ситуации, когда дополнительные услуги ему фактически навязываются”, – отметил начальник Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков.

Наиболее острые противоречия отмечаются в разъяснении потребителям процесса выплаты страхового возмещения. 65% страховых компаний, проанализированных в исследовании, предлагают описание процедуры выплаты, но даже в этом случае в описании отсутствуют необходимые подробности. Так, при оформлении полиса автострахования 37% компаний включают дополнительные условия по пробегу и по количеству водителей, что влияет на сумму страховки, но эти статьи расходов не разъясняются при калькуляции.

По итогам исследования авторы представили 4 группы рекомендаций, направленных на защиту прав потребителей финансовых услуг на рынке страхования.

Основной акцент в первой группе рекомендаций сделан на совершенствовании договоров страхования. Исследование определяет потребителей как “экономически слабую сторону договора”, нуждающуюся в защите. Такую защиту можно обеспечить за счет законодательно определенных требований по полному информированию потребителей об условиях предоставляемых услуг. Обязательным условием защиты исследователи называют мониторинг качества и полноты информации, предоставляемой клиентам. Разработанная на основе результатов такого мониторинга стандартная форма предоставления информации поможет потребителю более ответственно подходить к вопросам заключения договора, анализировать свои потребности и риски.

Вторая группа рекомендаций относится к проведению мониторинга деятельности страховых компаний. Ссылаясь на международный опыт, эксперты рекомендуют исследовать претензии и проводить опросы потребителей, публиковать разъяснения по выявленным проблемам.

Особое внимание в третьей группе рекомендаций отводится регулированию деятельности страховых посредников. В числе рекомендаций – создание открытого реестра страховых агентов, законодательное разграничение и уточнение функционала страховых агентов и брокеров.

Рекомендации по доступности финансовых услуг представлены в четвертой группе. По мнению исследователей, задачи повышения финансовой грамотности населения на рынке страхования не могут быть решены без унификации терминологии и структуры правил страхования, а также разработки правил предоставления информации. Совершенствование защиты прав потребителей может быть реализовано с помощью развития системы досудебного разбирательства и представительства интересов потребителей в судах, включая развитие института страхового омбудсмена.

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=41137

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Намедни-Саратов. Год 1983-й

Намедни-Саратов. Год 1983-й Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 09 мая 2015 Заволжская нива Общество...

Продвижение территорий

Продвижение территорий Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 21 апреля 2015 Заволжская нива Официально -...

Доступная среда

Доступная среда Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 03 августа 2017 Заволжская нива Официально -...

День казачьей славы

День казачьей славы Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 21 декабря 2014 Заволжская нива Культура...

В рабочем режиме

В рабочем режиме Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 07 сентября 2018 Заволжская нива Официально...

О землях сельхозназначения

О землях сельхозназначения Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 10 августа 2016 Заволжская нива Экономика...

Есть такое отделение

Есть такое отделение Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 21 июня 2015 Заволжская нива Здоровье...

Народный календарь:9 июня

Народный календарь:9 июня Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 10 июня 2014 Заволжская нива Культура...

В регион не пустили 20 тонн немаркированных орехов

© Фотобанк СарБК В Саратовскую область не пустили грузовик с крупной партией орехов. Об этом сообщает межрегиональное управление...

Завершено расследование

Завершено расследование Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 28 января 2017 Заволжская нива Официально -...

Отчитались перед жителями

Отчитались перед жителями Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 05 декабря 2013 Заволжская нива Официально...

Саратовские пограничники перекрыли канал наркотрафика

Автор: Александр Абарсов В Саратовской области предотвращена попытка контрабанды запрещенного растения через границу Российской Федерации. Об этом сообщает...

О налогообложении

О налогообложении Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 30 апреля 2019 Заволжская нива Официально -...

100-тысячный посетитель

100-тысячный посетитель Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 27 июня 2019 Заволжская нива Культура -...

Политолог об открытости ЕР

Политолог об открытости ЕР Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 09 декабря 2015 Заволжская нива...

Судьбы её простое полотно

Судьбы её простое полотно Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 01 мая 2014 Заволжская нива...

Книга учит любить природу

Книга учит любить природу Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 06 августа 2017 Природа Заволжская...

Спонсорская помощь

Спонсорская помощь Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 24 апреля 2020 Заволжская нива Акчурина Равза...

Праздник песни

Праздник песни Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 28 февраля 2016 Заволжская нива Культура -...

Половодье души и таланта

Половодье души и таланта Автор: Виктор М. Материал обновлен. Актуальная дата материала: Опубликовано: 19 апреля 2015 Заволжская нива...