С начала года в Саратовской области на пункте пропуска “Озинки” проверили 187 партий животноводческих грузов

Автор: Елена Петрова С начала 2025 года инспекторы управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям проверили 187 партий...

В этом году Россельхознадзор не допустил ввоз в страну 19 тонн сгущенного молока без документов

Россельхознадзор по Саратовской и Самарской областям С 1 января по 6 февраля текущего года инспекторы Управления Россельхознадзора по...

На окраине Саратова китайская иномарка улетела в кювет

Сегодня в Гагаринском районе Саратова в ДТП пострадала женщина, сообщает городская Госавтоинспекция. По предварительным данным, на 274-м км...

На окраине Саратова кроссовер слетел в кювет, пострадала женщина

Обстоятельства произошедшего устанавливаются Фото: Госавтоинспекция Саратовской области На окраине Саратова кроссовер слетел в кювет, пострадала женщина. По предварительным...

На вокзалах ПривЖД в 2024 году услугами сопровождения воспользовались более 13,5 тысячи маломобильных граждан

На вокзалах ПривЖД в 2024 году услугами сопровождения воспользовались более 13,5 тысячи маломобильных граждан В 2024 году более...

В Саратовской области отремонтируют транзитные дороги

В Саратовской области отремонтируют транзитные дороги В 2025 году в Саратовской области дорожники отремонтируют 20 улиц, переданных на...

Более 13,5 тыс. маломобильных граждан пользовались услугами сопровождения

Елизавета Безуленко / АиФ Саратов, 6 февраля - АиФ-Саратов. В 2024 году более 13,5 тыс. маломобильных граждан воспользовались...

В Гагаринском районе женщина пострадала при съезде иномарки с дороги

Фото: Управление ГИБДД по Саратовской области Сегодня, 5 февраля, в Гагаринском районе Саратова женщина пострадала при съезде иномарки...

Китайский автомобиль вылетел в кювет около саратовского поселка Дубки

ГИБДД На трассе в Гагаринском районе автомобиль вылетел в кювет. Об этом сообщает пресс-служба ГИБДД региона. Авария произошла...

Пассажирка кроссовера покалечилась в ДТП на окраине Саратова

Пассажирка кроссовера покалечилась в ДТП на окраине Саратова В Саратове 5 февраля произошла авария с пострадавшей. По предварительным...

В Саратовскую область не пропустили 22 тонны сухофруктов, арахиса и фасоли из Казахстана

Автор: Елена Петрова Как сообщает управление Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям, 25 января на фитосанитарном контрольном посту...

«Эстафета Победы» ожидается в Саратовской области с конца апреля

В Саратовской области пройдет эстафета к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Как сообщили в Пограничном управлении по...

В Саратовскую область из Казахстана пытались ввезти арахис, сухофрукты и фасоль

У груза не было маркировки. Россельхознадзор пресек  попытку  ввоза в Саратовскую область из Казахстана подкарантинной продукции без необходимой...

На саратовской трассе столкнулись автомобили иностранцев. Пострадали четыре человека

Сегодня ночью на трассе в Ершовском районе произошло ДТП с пострадавшими, сообщает Госавтоинспекция Саратовской области. По предварительным данным,...

«Эстафета Победы» ожидается в Саратовской области в апреле

Романов Кирилл / АиФ Саратов, 3 февраля - АиФ-Саратов. В Саратовской области пройдет эстафета, посвященная 80-летию Победы в...

Названы адреса домов в Энгельсе, дворы которых отремонтируют в 2025 году

Работы планируется провести по 144 адресам В этом году в Энгельсе продолжится ремонт дворов в рамках депутатского проекта....

В Энгельсе в 2025 году отремонтируют 144 двора: адреса

Автор: Ольга Симонова В Энгельсе в 2025 году продолжится ремонт дворов. Об этом сообщили сторонники спикера Госдумы Вячеслава...

Названы адреса домов в Балашове, дворы которых отремонтируют в 2025 году

В порядок приведут 50 придомовых территорий В этом году в Балашове продолжится реализация депутатского проекта "Ремонт дворов". Об...

В Балашове и Балаково в 2025 году отремонтируют 133 двора: адреса

Автор: Владимир Комаров В Балашове и Балаково Саратовской области в этом году продолжится ремонт дворов. Об этом в...

В этом году в Саратове отремонтируют 625 дворов: адреса

Автор: Владимир Комаров В 2025 году во всех семи районах Саратова суммарно отремонтируют 625 дворов. Об этом сообщили...
  • Виктор

Новатор и энтузиаст

Материал обновлен. Актуальная дата материала:

Опубликовано: 02 августа 2015

  • Заволжская нива

СпецпроектыТворчество земляков

Обладатель шести патентов на изобретения, человек, наделённый талантом, рационализатор и изобретатель, – это всё о Владимире Исмагулове.

РАКА. ЦАГИ, ЦИАМ, МПНТ…Не суди нас строго, читатель, за странные буквенные сочетания, не очень удобоваримые и малопонятные. Ведь, это всего-навсего аббревиатуры. РАКА – Российское авиационно-космическое агентство, ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, ЦИАМ – Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И.Баранова, а МПНТ – Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Солидные, крупные государственные учреждения, имеющие массу структурных подразделений или как называли прежде, департаментов. К примеру, в составе Минпромнауки действовали (впрочем, может и до сих пор действуют): сводный департамент оборонной промышленности, Департамент координации развития и реформирования оборонно-промышленного комплекса, в РАКА существует ряд различных Управлений, в том числе Управление программ развития авиационной техники и тому подобное. Ну и что из того? – вправе спросить вы – Где они и где мы, жители далекой саратовской “глубинки”? Что может быть между нами общего и почему газета вдруг завела речь о высоких, в прямом смысле, материях, касающихся авиации и даже космоса?

Ответим: в действительности все перечисленные ранее серьезные многоотраслевые ведомства гораздо ближе, чем мы предполагаем. Благодаря человеку, нашему земляку, которого многие, мы уверены, хорошо знают. В своё время он тесно сотрудничал с означенными организациями, обращаясь к ним за помощью в продвижении собственных авторских работ. Только запатентованных их у него шесть, и навряд ли Владимиру Жамильевичу Исмагулову в пределах Озинского района есть достойные конкуренты на данном поприще.

… Признаться, когда хозяин вытащил из заветного уголка стопку каких-то документов, это поначалу не слишком впечатлило. Ну кипа, кстати, не очень толстая, бумаг, пожелтевших и довольно потрёпанных. И только разложенные Владимиром Жамильевичем на столе они открыли свое содержимое. Это были патенты на изобретения, причем с подробнейшими описаниями, схемами, чертежами, расчетами, сделанными самим изобретателем. Тексты, конечно, носят совершенно специфический характер, поэтому полностью разобраться в их сути может только хорошо подготовленный профессионал. Нам же придется довольствоваться обыкновенным изложением авторских идей.

Итак, гидравлический роторно-клиновой насос, патент №2075650. Изобретение относится к гидростроению и предназначено для использования в гидроприводах различных машин. Автор точнейшими математическими выкладками доказал, что его детище, по сравнению с современными насосами с поперечным сечением поршней, в десятки раз экономичнее.

“Двигатель-преобразователь транспортного средства”, патент №2067196. Изобретение может применяться в двигателестроении, а принцип его действия заключается в использовании потенциальной энергии собственного веса автомобиля, кинетической энергии торможения, эффекта аккумулирования энергии рабочей среды. Анализ показал, что в отличие от газотурбин и обычных двигателей, пуск транспортного средства с установленным двигателем-преобразователем может осуществляться без аккумулятора и стартера.

“Летательный аппарат “Стрекоза”, патент №2083437. Изобретение относится к авиационной технике и может найти применение при создании летательных аппаратов аэродинамики полета с маховыми преобразованиями насекомого – стрекозы. Предполагаемый аппарат не имеет аналогов в мире и открывает качественно новое направление в авиации. Очень упрощено, тяга винта подъема “Стрекозы” создает под фюзеляжем опору в виде воздушной подушки. Вдобавок две пары крыльев (точно так же, как у настоящей стрекозы) “работают” попеременно, используя малейшие набегающие воздушные потоки. Скажем, если передняя пара крыльев опускается, приводя “насекомое” в поступательное движение, то задняя пара поднимается, используя набегающий воздушный поток, тем самым приводя переднюю пару крыльев в мах крыльев вниз. Таким образом, поднимающиеся крылья приводят в действие маха опускающиеся крылья, и так в бесконечной последовательности. Получается, в процессе полета для “Стрекозы” не требуется больших затрат топлива (разве что на взлет или на непредвиденные случаи). Мало того, цифры свидетельствуют: с выключенной силовой установкой скорость летательного аппарата будет увеличиваться. Здесь налицо прямая экономическая выгода.

“Изобретение “Гидротурбина”, патент №1780552. Оно относится к гидромашиностроению, в частности, может быть использовано при создании турбин гидроэлектростанций, а основано на преобразовании кинетической энергии жидкой рабочей среды. Коэффициент полезного действия гидротурбины, предлагаемой В.Ж. Исмагуловым, намного превосходит КПД известных сегодня гидродвигателей; за счет эффекта гидроаккумулирования и повышения пускового момента гидротурбины.

“Летательный аппарат с укороченной длиной взлета и посадки”, патент №1806063. Цель изобретения – улучшение летно-технических характеристик и увеличение грузоподъемности современных летательных аппаратов (согласно расчетам, почти втрое). Внедрение изобретения позволит сократить длину пробега самолета примерно до 100 метров как при подъеме, так и при спуске.

“Втулка ротора с реверсивно крутильным автоматом ориентации и сглаживания ударов лопастей”, патент №1806064. Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к упрощению конструкции двигательных установок турбовинтовых самолетов за счет автоматизации пространственного положения лопастей и уменьшения ударных нагрузок. Говоря обычным языком, этим снова достигается определенная экономическая выгода и возрастает уровень безопасности полетов.

Кроме названных выше изобретений, В.Ж. Исмагулов вносил ряд рационализаторских предложений, скажем, об усовершенствовании самодвижущегося колеса Орфиреуса и применении эффекта инерциальной системы отсчета в механике. Не вникая в дебри указанных тем, подчеркнем, что обе они связаны с авиационно-косметическим ведомством (тем самым РАКА). Примечательно, что на эти предложения незамедлительно отреагировало руководство Сводного департамента оборонной промышленности в лице тогдашнего директора С.В. Шевлякова (т.е. фактически признало насущность, логичность и обоснованность теоретических доводов “самоучки” В.Ж. Исмагулова), но в реальные формы это согласие никак не вылилось.

А что же изобретения, о которых шел разговор выше? Какова их дальнейшая судьба? Владимир Жамильевич пытался пробить их внедрение, стучась в многочисленные инстанции. В апреле 2002 года он обратился с письмом к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой помочь в практическом осуществлении его проектов. Президент РФ привлек к решению вопроса Минпром Саратовской области совместно с руководством ОАО “Инновационно-технологический центр ” Саратовский авиационный завод – Саратовский государственный технический университет” (ОАО “ИТЦ “САЗ-СГТУ”). Специалисты ОАО выразили готовность встретиться с Владимиром Жамильевичем для обсуждения вопросов предоставления испытательной базы и внедрения в производство его изобретений. Однако заместитель директора ИТЦ “САЗ-СГТУ” В.М. Тихонов наложил следующую резолюцию на официальный ответ: “Для реализации предлагаемых изобретений, в первую очередь, необходимо финансовое обеспечение”. К сожалению, с деньгами в нашей области и в тот период было туго…

Попробовал В.Ж. Исмагулов найти поддержку в ЦАГИ и ЦИАМЕ. Но и там, и там должностные лица, ознакомясь с сущностью изобретений, предпочли отписаться, сославшись при этом друг на друга: дескать, не в нашей компетенции. Словом, так и остались патенты лишь на бумаге, не воплотившись в полезные, нужные государству изделия. Соответственно, автор и творец нового В.Ж. Исмагулов тоже остался лишь… патентообладателем, не более.

Интересно, что один ученый муж, встречавшийся с В.Ж. Исмагуловым, обладатель самых высоких научных титулов, категорически отверг возможность создания двигателей с коэффициентом полезного действия (КПД) больше 1…”Это всё равно, что создать “Перпетуум мобиле” (вечный двигатель). Не занимайтесь несбыточными прожектами, мой вам совет”. Зато другой, детально ознакомившись с расчетами и выкладками, откровенно сказал: “Володя, твои изобретения опережают наше время лет на 40-50. Вот когда в России закончится нефть, они сразу станут востребованными”.

… Очень давно, лет тридцать назад, Владимир Исмагулов построил планер. Корпус его был сделан из обыкновенной мотоциклетной коляски, обтянутый для уменьшения сопротивления воздуха стеклотканью. Планер прицеплялся к автомобилю, и, когда тот трогался, аппарат взлетал во встречных потоках воздуха. Не просматривается ли здесь аналогия с нынешней ситуацией? Изобретения лежат, пока нет движения навстречу.

С. СКЛЯР

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=45020

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest