Общество - Патр. воспитание

Дети войны - это особое поколение, на долю которого выпало немало испытаний

Этот клуб открылся в начале года в здании администрации поселка Сланцевый Рудник. В небольшом помещении, чуть более 10 квадратных метров, ютятся его постоянные участники, соседствуя с театральной атрибутикой, куклами и этноподелками ручной работы и многими другими любопытными вещицами, которые не часто встретишь в повседневной жизни.

Но, как говорится, "в тесноте, да не в обиде". Эти молодые душой люди приходят сюда не каждый день, но когда соберутся, то не сидят без дела: танцуют, поют, ставят небольшие спектакли, с помощью рукоделия творят маленькие чудеса, что помогает справиться с семейными неурядицами и внутренними тревогами и просто хорошо и весело провести свободное время.

Баянист Андрей Петрович Манузин, специально приехавший из р. п. Озинки на мероприятие, заиграл всем знакомую с детства мелодию - "Катюша", и все присутствующие дружно подхватили: "Расцветали яблони и груши…". Вот так произошла моя первая встреча с клубом пенсионеров "Парасат" (культуры народов), творческая идея которого – единство людей независимо от национальности, вероисповедания и возраста.

В этот раз мероприятие было посвящено людям, чье детство пришлось на суровые годы войны, кто непосредственно не воевал, но испытал на себе все тяготы военного времени: голод, холод, разруху... Дети войны – это особое поколение. Они живут рядом с нами - пожилые, ничем с виду неприметные. Но когда начинаешь с ними беседовать, узнаешь много интересного, поражаясь их жизнелюбию, энергичности и добросердечности. Война осталась в воспоминаниях этих людей самой горькой и страшной страницей жизни.

Приглашенные гости - Михаил Семенович Чуприн, Александра Кузбагаровна Мингалиева, Навиря Жиматлюевна Аликаева (Чусанова) и руководитель клуба "Парасат" - Гайша Бахтияровна Джетписбаева поделились своими воспоминаниями, рассказали о том, как они, дети, работали в поле наравне со взрослыми, делая все для приближения Победы. Во время встречи приглашенным задавали вопросы о войне, о судьбах детей военного времени. Диалог получился открытым и сердечным.

Александре Кузбагаровне Мингалиевой, Навире Жиматлюевне Аликаевой (Чусановой) было всего по 2 года, когда началась война. Что может ребенок помнить в два года? Но человеческая память цепкая. В 1941 году отца Навири Жиматлюевны забрали на фронт. Она вспоминает: "Чтобы не умереть от голода, растапливали тракторную смазку и готовили на ней отруби, долго варили говяжьи шкуры и кушали такую похлебку. Мать работала дояркой в совхозе Маяк революции. У нас дома корова была, мы хоть молоко пили. А вот хлеба настоящего всю войну не видели. Когда нашу корову украли, директор совхоза Тарабрин распорядился выделять для нас с братом по 0,5 л колхозного молока в день… Вот так и прожили войну, никто с голоду не умер".

Когда война закончилась, Навире Жиматлюевне было уже 6 лет. Воспоминания о дне Победы более четкие: "Все кругом радовались. Кричали "ура", плакали, обнимались. Мы, маленькие, вокруг бегаем, понять ничего не можем. Спрашиваем у взрослых, что случилось. Нас обнимают, кричат: "Война закончилась. Не будет больше войны". А мы глупенькие, не понимали, как это так, не будет войны. Нам объясняли: "Войны не будет, будет мир". А мы спрашивали: "Что такое "мир"? Тяжелое это время – война. Дай Бог, чтобы никогда её больше не было".

Воспоминания Александры Кузбагаровны Мингалиевой, родившейся в 1939 году в совхозе Краснопартизанский, (Чапаевский молмясозавод), о войне сводятся к следующему: "Помню я очень мало. А вот то, что всю войну родителей не видели, это факт. Они у нас с утра до ночи в колхозе работали. Мама уходила - мы еще спали, возвращалась - мы уже спали. Предоставлены сами себе были. В основном приглядывали за нами старшие ребята. Зимой почти из дома не выходили, не в чем было. Многие жили в ветхих домах с прохудившимися соломенными крышами и промерзшими стенами. Ремонтировать было нечем, так как всё отправлялось на фронт, да и некому. В военные годы питание было очень скудным, особенно зимой. Летом дети собирали ягоды, грибы, а если кто-то поймает рыбу, обязательно поделится с соседями. В то трудное время люди часто помогали друг другу. Но кроме грибов и рыбы, в степном краю было много голодных волков. Оружия в деревнях не было, отстреливать их было нечем, и волки ходили по дворам и заглядывали в окна домов, резали домашний скот".

А Гайша Бахтияровна Джетписбаева свое военное детство провела в детском доме, её родители ушли на фронт, но так и не вернулись. Спустя некоторое время у Гайши в Москве нашелся родной дядя, который забрал малышку в свою семью. Г.Б. Джетписбаева отчетливо помнит как победной весной 45- го проходил по железной дороге праздничный эшелон и долго стоял на их станции. На одном из открытых вагонов, весь усыпанный цветами, размещался огромный портрет И.В. Сталина. Какой-то фронтовик подхватил семилетнюю девчушку Гайшу и закинул в этот вагон. "Оттуда я всем махала рукой и радовалась, видя всеобщее ликование людей". Вот так помнят войну те, кто тогда был совсем маленьким.

Михаилу Семеновичу Чуприну было 12 лет, когда началась Великая Отечественная. Он помнит больше, и оттого его воспоминания более горькие. Окончив 4 класса начальной школы, мальчик Миша пошел работать, шагнув из детства сразу во взрослую жизнь: "Пахал поля на быках, зимой возил навоз, золу на колхозные поля на санках, вручную косил сено. Весной помогал взрослым сеять, осенью - убирать урожай. Вот так всю войну. Помню, как мать, весь день отработав в колхозе, по ночам, постукивая спицами, вязала носки, варежки для наших солдат. Как же нам было трудно! Но мы все понимали, что своим трудом помогаем приблизить победу, вспоминает Михаил Семенович. - Моя старшая сестра рыла окопы под Саратовом. Однажды на поле залетел вражеский самолет. Перепуганные девчонки, попрятавшись кто куда и закрыв уши и лицо руками, напряженно ждали обстрела, но в этот раз фашист стрелять не стал. Немного покружив и разбросав множество листовок, он спокойно удалился. А в листовках на русском языке было написано: "Дамочки, зачем вы роете ямочки? Приедут наши "таночки" – зароют ваши ямочки". Но ничего у гитлеровцев не вышло".

Тысячи детей трудились на предприятиях области, на колхозных полях и военных складах. Наравне со взрослыми дети переносили тяготы военного времени. Собирали посылки с книгами, теплой одеждой, писали бойцам письма и отправляли на фронт. Они в один день стали взрослыми. Вместо того, чтобы играть в куклы, машинки, догонялки и другие детские игры, дети военной поры брали в руки лопаты, грабли, садились за руль трактора, запрягали лошадей, быков и шли работать в поле, на заводы.

Поговорив с людьми, лицом к лицу столкнувшимися с войной, осознаешь, сколько горя и лишений пришлось им пережить. У современных детей есть все необходимое для полноценного мирного и счастливого детства, во многом благодаря тем взрослым и детям, которые, не жалея себя, боролись за мир на земле на фронтах войны или своим самоотверженным трудом приближали Победу. Воспоминания детей войны заставляют нас задуматься, трогают душу каждого неравнодушного человека, помогают переосмыслить жизненные ценности.

Лариса ОСИПОВА

Источник: https://moyaokruga.ru/niva/Articles.aspx?articleId=43846

Из-за многочисленного спама, которым поступает в комментариях - на сайте установлен новый компонент комментариев. Вы можете зарегистрироваться на сайте disqus.com или написать как гость.